Подписаться на рассылку

Южный сценарий

Южный сценарий

Южный сценарий всегда сопровождается противоречиями. Позиция «Ты-» ставит рамки, ограничения, правила, а позиция «Я+» эти рамки и правила пытается нарушить, пойти им наперекор. «Запретный плод сладок» — это про позицию «Я+» из южного сценария. «Ты-» ловит вторую половину споличным, старается закрутить гайки потуже, «Я+» реагирует на это следующей волной возмущения и снова идёт наперекор. На таком противостоянии этот сценарий и зиждется.

Это сценарий страсти, эмоций и противоречий. Возможно, вам встречались пары, где один партнёр постоянно ревнует свою «половинку». Ревнивец в таком диалоге занимает позицию «Ты должен». А вторая позиция, «Я хочу», возмущается ревностью своего партнёра, но в глубине души ей это льстит. И поэтому она частенько сама даёт поводы для ревности. В таких парах часты громкие ссоры с последующими бурными, страстными примирениями. Адреналин в их отношениях является своеобразным «топливом». Большинство пар с южным сценарием любят «играть на публику»: зрители их бурных ссор добавляют остроты.

Человек со стороны, плохо знакомый с психологией, может восхищаться или даже завидовать таким отношениям: «Они так любят друг друга! У них настоящая большая любовь!». Но если копнуть глубже, то можно понять, что это всего лишь игра двух внутренних диалогов: диалога «Я хочу, Ты должен» и «Ты должен, Я хочу»! Если один партнёр перестанет стимулировать отношения ревностью или же давать поводы для неё, то возможны два варианта развития событий. Либо пара развалится, либо второй партнёр (если он готов меняться) тоже начнёт двигаться в сторону большей сознательности. Тогда отношения перейдут на новый уровень, выйдя из сценария.

Южный сценарий очень любим писателями и режиссёрами. Вкратце описать его можно так. Главный герой преследует своего антагониста, чтобы арестовать (наказать, убить, заточить – в зависимости от сюжета). То есть поместить в какие-то рамки, подчинить своим правилам. А отрицательный персонаж обычно свободолюбив, нарушает закон и нормы морали, сам диктует условия игры. И вот уже главный герой ловит своего врага, и, казалось бы, финал, но нет! Злодей в последний момент сбегает, и всё начинается с начала. В этом проявляется зацикленность южного диалога.

Такой сюжет постоянно держит в напряжении своих читателей/зрителей: здесь и интрига, и острота ощущений («Уже почти поймал! Почти победил!») и непрекращающаяся динамика. Иногда бывает, что отрицательный персонаж очень симпатичен, и ты начинаешь болеть не за главного героя, а за его антагониста. И тут уже можно спросить самого себя: какой мой внутренний диалог «откликнулся» на данный сюжет? Какая часть моего «Я» отождествилась с отрицательным персонажем?

А у вас бывало такое, что отрицательный персонаж книги/фильма нравился больше положительного?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.