Подписаться на рассылку

«Травма ЭКО» (пример из практики студента)

Сегодня мы делимся статьей нашей студентки второго курса. Ксения уже активно и успешно практикует. Случай, описываемый в статье, вызывает мурашки. Ко мне обратился молодой мужчина с проблемой. Он не может принять решений в простых бытовых вопросах, например, что есть или надеть. Сложно совершать покупки и делать выбор. Говорит, что чувствует облегчение, когда решают за него. И по сути, ему все равно, что есть, как жить, лишь бы не выбирать. Сам сказал, что не решительный не уверенный в себе. Я попросила выйти из тела и посмотреть на себя со стороны. И тут унесло его в рассуждения, которые вызвали у меня мурашки по коже. В родовую память, как я потом поняла, он попал и без дыхания. Описывал место, где он под стеклом, вокруг крики, холод, он чувствует страх, боль. И свою ощущает и чувствует боль других. Ясно выразил мысль, что понимает, что жить ему или нет и кому из окружающих жить решает кто-то. Провел аналогию с сектой и жертвоприношением. С ним «кто-то» отождествиться не смог. Описывал образ больше похожий на войну или зомби-апокалипсис. Живые, но мёртвые люди. Все понимают, а сделать ничего не могут. Кричат, а их не слышат, за них решают, их убивают. С ними отождествиться не захотел, сказал страшно. Окончил я сеанс, что он просты вышел из этой комнаты и ему стало спокойно, что крики пропали. Типо, он победил, что за чей-то счёт, занимает не свое место, много вины. Историю рождения знает, по его словам, ничего особенного. Я предположила, что это близнецы, вероятно тяжёлая беременность мамы. Попросила его узнать у мамы историю его рождения, он сказал, что отношения тяжёлые и наврятли получится. И спустя пару тройку недель пишет мне...

Слово пацана. Кровь на асфальте — 2 часть

Итак, мы обсудили, что «пацанство» — это один из способов повзрослеть и вырасти из детсадовских отношений. Агрессивный бунт против родителей, учителей и различных государственных институтов (в виде политических общественных организаций: пионерии, комсомола, добровольных народных дружин — ДНД), и государственных структур, поддерживающих этот порядок (в виде милиции — «ментов»). Но сериал не был бы настолько хорош, если бы он остановился только на идее «пацанства». К нашему удовольствию, авторы идут дальше: они показывают границы между отроческим (подростковым) и юношеским возрастом. Это еще одна жестокая граница для тех, кто хочет стать взрослее. Мы уже писали в прошлой статье, что (по теории интегральной психологии и психотерапии) граница между отрочеством и юношеством проходит через половое созревание. В сериале мы видим для сравнения три пары главных героев: Вову-Адидаса, полюбившего Наташу, его младшего брата Марата, влюбившегося в Айгуль, и Андрея, напишем для разнообразия «втюрившегося» в сотрудника детской комнаты милиции Ирину. Андрей, позже всех пришедший в «пацанство», бросивший ради него музыкальную школу, преодолевший страх перед болью, стремящийся перестать быть униженным — любит как подросток: обидчиво и конкурентно, гордо и мстительно. Зовет пацанов на помощь, когда надо отшить Ириного ухажера – музыканта. При этом, отпинав его с группой товарищей, бросает ему последнее слово: «Еще раз увижу тебя с нею – убью!». Прям как некрасовский «мужичок»: «в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах, а сам с ноготок…». Он любит и сестренку, и маму. Но с трудом осознает свою ответственность за ее сумасшествие. Поэтому между своими чувствами к близким и подростковым кодексом он выбирает «пацанство». Он еще не готов остаться один после того, как ощутил силу своей банды, силу «универсамовских»! Совсем по-другому любит Вова-Адидас, прошедший Афган, заставивший младшего...

Слово пацана. Кровь на асфальте

Сериал «Слово пацана» взорвал российскую аудиторию. На просторах интернета ведётся бурное обсуждение, и нейтральных комментариев не найти: есть либо восторженные, либо возмущённые, гневные, с призывами запретить «этот кошмар». Так стоит ли его запрещать? И почему этот сериал вызвал такой резонанс? Наше мнение лучше всего отражает такое рубаи Омара Хайяма: Вино запрещено, но есть четыре «но»: Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино. При соблюдении сих четырех условий. Всем здравомыслящим вино разрешено. С точки зрения интегральной психологии и психотерапии сериал интересен тем, что показывает этапы взросления как отдельных людей, так и общества в целом. По нашей возрастной теории, человек в течение жизни проходит через этапы психологического созревания: грудной возраст (с рождения до 10-12 месяцев) детство (с 1 года до 5-6 лет), отрочество (оно же «подростковый возраст» — с 5-6 лет до полового созревания), юность (с полового созревания до 27-28 лет) и так далее. Человек может застрять на каком-то этапе развития и так до конца своих дней на нём и остаться, если он не разовьет соответствующие для конкретного возраста способности. Человеческое общество проходит через такие же этапы взросления в зависимости от того, людьми какого возраста представлено большинство. Во времена советского союза мы находились в детском, «детсадовском», возрасте. Нас воспитывали на книжке Маяковского, про «что такое хорошо, а что такое плохо». Прививали коллективные ценности. Говорили, как правильно поступать и что делать. Такая «советская» культура была определена идеологией СССР, начиная с Октябрьской революции, когда большевики (в последствии коммунисты и комсомольцы) установили диктатуру пролетариата, власть рабочих и крестьян, но не всех, а тех, кто был самыми бедными и не имел никакой частной собственности. Причиной бедности были объявлены дворяне, буржуи и...

Жизнь после смерти Терапевтический случай

«Жизнь после смерти» существует. Подтверждается это тысячами примеров из практики интегральных психотерапевтов. К психологу-интегральщику приходит женщина, недавно потерявшая мужа. Они ехали в поезде, возвращались из отпуска. Прямо в поезде он и умер. Вера (так зовут женщину) не находит себе места от чувства вины: «Я могла бы его спасти! В поезде он стал жаловаться на боль в сердце. На ближайшей станции мы обратились к фельдшеру, но она ничего не обнаружила. Мне нужно было настоять на более тщательном осмотре! Или вызвать скорую!». Во время перепросмотра момента смерти мужа Вера отождествилась с ним и начала рассказывать происходящее от его лица. «Я просыпаюсь от того, что Вера меня будит. Говорю ей: «Всё хорошо! Я проснулся!» — а она как будто не слышит! Трясёт меня, начинает кричать, звать кого-то. Вера, да я проснулся! Все хорошо!». Леонид (так звали мужа Веры) вскоре понял, что не может управлять своим телом. И только тогда он осознал, что умер во сне. Позже, в морге, он стал испытывать чувство страха и одиночества, тоску от разлуки с родными. Но через какое-то время он понял, что может мгновенно переместиться в квартиру к своей семье. И когда он это сделал, то обнаружил своих родных, убитых горем. Леонид хотел успокоить их, сказать, что ему хорошо, что он не испытывает боли и не мучается! Но родные не могли его услышать. А Леонида стало терзать чувство волнения за близких: «Как же они теперь будут без меня?». В какой-то момент сеанса Вера понимает, что удерживает сознание Леонида здесь, на Земле, своим чувством вины и сильной привязанностью к нему. «Он часто является мне во снах. Да и в реальности я как будто чувствую его присутствие!» — делится...

Расстановки по Хеллингеру (часть 2)

В предыдущей статье мы начали рассказывать о системных расстановках по Хеллингеру. И заикнулись о том, что у этого метода есть недостатки. В интегральной психологии и психотерапии есть свои «расстановки», и называется эта техника – «Инвентаризация». Главное отличие интегральных расстановок — это отсутствие людей-заместителей. В ходе Инвентаризации пациент сам осознаёт «действующие лица» своей рабочей ситуации, сам же проигрывает «персонажей» своей проблемы, изменяя «сюжет». Это экологично и безопасно. Ведь на классических расстановках по Хеллингеру, где используются люди-заместители, они могут привнести в рабочую ситуацию свои мысли, эмоции и намерения. Или же, наоборот, заразиться от образа пациента. И тогда есть риск, что вместо терапии пришедший на системные расстановки человек получит груз чужих проблем. Системные расстановки ведёт мастер: он может давать личные интерпретации, расходящиеся с реальностью клиента. Тем самым у человека может сформироваться новый образ: пришёл с одной проблемой — ушёл с другой. Во время Инвентаризации пациент осознает всё происходящее самостоятельно, сам приходит к тем или иным выводам, психолог-интегральщик лишь направляет его внимание. Кроме того, некоторые мастера-расстановщики берут на себя назначение ролей на заместителей, а в интегральных расстановках роли не навязываются, а обнаруживаются и осознаются клиентом. Берт Хеллингер был в своём роде первопроходцем. Он подарил обществу не только инновационную методику по решению многих жизненных и психологических проблем, но и новое видение человека, его семьи и рода. Интегральная психология и психотерапия создала свою, более экологичную и эффективную методику, опираясь на теорию образа и дуальную теорию личности. Если вы хотите освоить интегральную версию расстановок – технику «Инвентаризация» — и семь других техник интегральной психологии и психотерапии, приглашаем вас в 44 учебную...

Расстановки по Хеллингеру (часть 1)

В квантовой физике существует так называемое уравнение Дирака. Суть его такова: «Если две системы взаимодействуют друг с другом в течение определенного периода времени, а затем отделяются друг от друга, мы можем описать их как две разные системы, но они уже существуют как иная уникальная система. То, что происходит с одним, продолжает влиять на другого, даже на расстоянии миль или световых лет». Это — квантовая запутанность или квантовая связь. Две частицы, которые в какой-то момент были связаны, связаны всегда. Несмотря на расстояние между ними, даже если они находятся на противоположных концах Вселенной, связь между ними мгновенная. С точки зрения математики Вселенная — сложная система, состоящая из объектов, которые воздействуют друг на друга, влияют на них, тем самым подвергая их изменениям. Люди – такие же равнозначные объекты Вселенной, и её законы так же действуют на нас. Мы постоянно влияем друг на друга. Наша психика бессознательно запускает те или иные образы, паттерны поведения, потому что когда-то в какой-то момент времени на нас (так же бессознательно) повлиял тот или иной человек. Но этот механизм психики может работать и в обратную сторону. Если мы придём к осознанию причинно-следственных связей в наших взаимоотношениях с людьми, если поменяем наши бессознательные намерения и реакции, то поменяется и наша система, в которой мы функционируем: семейный уклад, взаимоотношения с людьми, родовые «программы», вся наша жизнь может потечь в иное, новое русло. Берт Хеллингер много лет назад открыл этот феномен и изобрёл системные расстановки. Основа системных расстановок – единое пространство, в котором объекты (люди) влияют друг на друга, и каждый объект несёт в себе информацию о всех других объектах. Любые изменения в состоянии одного объекта ведут к мгновенным изменениям в...

О зависимостях

Любая зависимость — это игра нашего внутреннего диалога, в которой он проходит через все полюса: от «Я + / Ты +» к «Я — / Ты +», затем к «Я — / Ты -» и, наконец, к «Я + / Ты -«. Опишем это знакомым для многих примером. Садится человек за ужин с мыслью «Я проголодался, хочу покушать», и позиция «Ты +» в это время как бы вторит ему: «Давай, поешь! Супчика для начала, а потом и второго. У нас ведь есть колбаска! Сделай-ка себе бутербродик! И еще десерта для поднятия настроения: в морозилке как раз мороженое завалялось!». И вот он наелся «от пуза», что аж встать из-за стола не может — живот натянулся, впору брюки расстегнуть, а то разойдутся по швам. И тут позиция «Я +» переходит в «Я -«: «Ох, как мне плохо! Что ж я, дурак такой, наелся-то до отвала? Жадность фраера сгубила!». А «Ты +» в это время пытается успокоить: «Бедняга! Не расстраивайся! Выпей винца для улучшения пищеварения!». Человек «заливает» это всё дело вином и решает, что с этим надо что-то делать: взять себя в руки, сесть на диету, в конце концов. Тогда «Ты +» переходит в «Ты -» и берёт «Я -» под контроль: «С сегодняшнего дня ты сядешь на диету! Никаких десертов! Никакой еды после 18:00! Только творог, крупы, овощи-фрукты и мясо на пару!». И какое-то время «Я -» и «Ты -» удовлетворены своими «отношениями» и находятся в гармонии. Но потом вдруг «Я -» начинает скучать, переходит в «Я +» и просит у «Ты -» отмены жёстких требований: «Я ведь на диете уже целый день! Завтрак пропустил, в обед постничал, можно уже и...

Подписывайтесь на наш youtube-канал и смотрите видео о здоровье, внутреннем диалоге и много-много других полезных и интересных тем! По уставу ВОЗ здоровьем является «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». На первый взгляд это определение кажется полным и исчерпывающим. Но так ли это на самом деле? Иногда бывает так, что человек выглядит и чувствует себя вполне здоровым, довольным жизнью. Но в какой-то момент — бац! — и инфаркт или инсульт. И вроде бы даже никаких предпосылок к этому не было, все окружающие говорят: «Надо же! Какой здоровый был мужик, без вредных привычек! Как такое могло произойти?». А произойти это могло так: у жизнерадостного весельчака в крови было большое количество эндорфинов, которые притупляли ощущения в теле, снижали болевой порог. Конституциональная и физиологическая особенность сангвиников такова (а судя по всему, этот «здоровый мужик» отличается сангвиническим темпераментом), что они склонны к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, а также подвержены инфарктам и инсультам. Вот и результат: он просто не чувствовал развитие заболевания сердца. Иногда человека «ломает» какой-то сильный стресс. Например, женщина была здорова, красива и вполне счастлива, пока не узнала, что муж ей изменяет. Потом последовал развод, и «приехали»: сдала, начался остеохондроз, проблемы по женской части и еще пара-тройка болячек до кучи. Она не смогла пережить такой стресс без последствий. Если посмотреть с другой стороны, она не смогла адаптироваться к новым условиям жизни: принять всплывшие измены мужа, по-новому выстроить свой диалог с ним и осознать причину такого его поведения. А если уж и разбежались, то отпустить обиды и злость, начать новую жизнь. Гибкость, умение приспосабливаться — вот чего нам зачастую не хватает для здоровья. Согласно древней натурфилософии...

Скелет личности

Подписывайтесь на наш youtube-канал и смотрите интересные, полезные видео, где Михаил Кокорин рассказывает о темпераментах, личности человека, а также о принципах интегральной психологии: Многие люди придают большое значение астрологии, гороскопам, нумерологии (последнее — вообще очень популярная нынче тема), изыскивают у себя какие-то черты характера и постоянно акцентируют на этом внимание. «Я упрямый, упёртый, меня не переспоришь! Ведь я — козерог!». «В дате моего рождения присутствует число 543, я очень замкнута и избегаю людей». Живёт такой козерог и выставляет своё упрямство напоказ как что-то значительное, важное, непоколебимое. И даже начинает объяснять события в своей жизни через призму гороскопа: поспорил с начальником — лишился премии — «Я ж козерог! Что делать-то!». Не надо делать из себя робота со «вшитыми» программами. Изменчивость, адаптивность — вот залог успеха. За тысячелетия эволюции выжили те организмы, которые приспосабливались к изменяющимся условиям. Скелет любой личности — это внутренний диалог. О нём мы подробно писали на прошлой неделе. В зависимости от типа внутреннего диалога человека у него может быть или заниженная, или завышенная самооценка, низкие или высокие требования к окружающим людям, может быть чувство собственной важности или же, наоборот, ничтожности. Если человек осознаёт свой внутренний диалог, чувствует равнозначность воспринимающей и воздействующей сторон этого диалога, то у него развит духовный центр. Он может в зависимости от ситуации быть хорошим исполнителем, а может контролировать, направлять других людей. Способен где-то пойти на компромисс, а где-то повести себя более жёстко. Свободная личность — многогранна. Играть по жизни одну и ту же роль «плохо парня», «стервы», «матери Терезы» — это путь несвободы, и к здоровью он не ведёт. Но совсем другое дело, если мы играем свои роли осознанно и можем их без...

Принцип НЕделания

От скольких проблем мы могли бы избавиться, просто переставая делать одни и те же повторяющиеся действия! Перестать тотально контролировать ребёнка, прекратить пилить мужа, критиковать жену, перестать приходить домой «на рогах»… Но почему это так сложно — перестать ДЕЛАТЬ? В первую очередь, это из-за того, что мы не хотим взять на себя ответственность за свою жизнь. Мы никак не можем повзрослеть и признать очевидный факт: всё, что происходит в нашей жизни — это от нас самих. Если же мы взяли ответственность на себя, следующий шаг — разобраться со своими «играми». В какую игру мы играем с родными, с семьей? Какие выгоды из этого извлекаем? Корень «игр» лежит в наших внутренних диалогах. Мы иногда даже и не подозреваем, по каким правилам играем с самими собой! И всего-то надо — осознать эти правила и договориться со своей «прячущейся» в подсознании субличностью (в интегралке мы называем эту позицию «Ты»). Всему этому учатся, осваивают на практике наши студенты! На дистанционных занятиях они под чутким руководством преподавателя прорабатывают своиимостей. Что такое здоровье? Энциклопедии дают разные определения, но ни в одном из них не содержится самый главный критерий здоровья. Этот критерий — максимальная способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Фраза из анекдота «могу копать, могу не копать» — это тоже про адаптированность, а также про принцип неделания. Когда человек способен легко отказаться от какого-то действия, это говорит о его свободе, независимости. А свобода — это опять же показатель здоровья. Вы каждый день чистите зубы? Я — нет. И некоторые мои знакомые приходят в ужас, когда узнают об этом. Начинают доказывать, что так нельзя, что разовьется кариес, будет плохой запах изо рта. Они не могут пропустить ежедневную чистку...