Древнее натурфилософское учение — основа, на которой базируется интегральная психология и психотерапия. Согласно этому учению в человеке должны быть развиты все четыре темперамента. Если в нём преобладает только какой-то один — человек не адаптивен, не способен менять стиль своего поведения в соответствии с ситуацией, отчего возникают конфликты и болезни.
Почему-то считается, что меланхолический темперамент — самый плохой и непривлекательный. Людей-меланхоликов описывают вечно ноющими, недовольными собой и жизнью, погруженными в нескончаемую депрессию. Да, депрессия свойственна меланхолической позиции «Я должен» («Я минус»). Но мало кто знает о полезных и даже необходимых для здоровой жизнедеятельности свойствах меланхолического темперамента!
В первую очередь, позиция «Я должен» характеризуется высокой ответственностью и исполнительностью. Человек, у которого она развита, пунктуален, добросовестно выполняет свои обязанности, соблюдает сроки на работе. В личных отношениях такой человек не боится брать на себя обязательства, выполняет обещанное.
И наоборот, человек, у которого меланхолическая позиция «Я должен» не развита — безответственен, не способен подчиняться и быть исполнителем. Ему присуще халатное отношение к работе, опоздания, а также отсутствие терпения, без которого ни одно дело не доводится до конца. Поэтому он часто меняет место работы. Из-за того, что такой человек нетерпелив и безответственен, семейная жизнь тоже складывается не лучшим образом. Ведь он склонен к переменчивости, изменам, а также не способен привнести в семейную жизнь стабильность и надежность.
Психодинамическая игра «Время» — универсальный инструмент как для диагностики, так и для тренировки взаимоотношений в любых организациях и коллективах, решает множество задач, имеет много вариантов применения, например:
В целом, позволяет за короткое время создать модель решения поставленной руководителями задачи и протестировать успешность коллектива в достижении целейи актуальные способы решения поставленных задач (стратегию и тактику). В процессе работы коллектива над решением выявляются слабые звенья в организации и тестируются личностные компетенции сотрудников. Возможность повторного моделирования позволяет корректировать цели (акцент на прибыли, акцент на выживании, акцент на этике и т.д.) и тактические варианты решения (вертикальная, горизонтальная, смешанная система управления, упор на коллективные или индивидуальные решения и т.д.)
За счет хорошо продуманного ролевого входа в игру, с первых же минут снимает напряжение и уменьшает защитные психологические барьеры участников, что позволяет раскрыть их в процессе игры для решения диагностических задач, например, соответствия сотрудника занимаемой должности, потенциальные личностные способности сотрудника, которые могут быть развиты и использованы для его профессионального развития и т.д.
Игра настолько управляема, что позволяет ставить перед участниками конкретные цели и задачи, например, найти наиболее выгодное коммерческое решение или сделать упор на этику взаимоотношений, достичь максимальной эффективности в тайм-менеджменте или сделать ценностью выживание и непотопляемость организации, развивать профессиональные компетенции и способности к обучению, или сделать упор на личных отношениях и способностях договариваться друг с другом и т.д.
Игра может быть использована неоднократно. Так, первая игра может не иметь конкретных целей, кроме диагностических. Она может быть заснята на камеры и подвергнута анализу руководителями организации, могут быть выделены проблемные места организации, звенья взаимодействия сотрудников, наличия компетентных сотрудников для решения всех профессиональных задач, проблемные сотрудники и т.д. После такого анализа персональные характеристики могут быть протестированы с помощью теста ИТЛ (см. Первый продукт). Затем может быть поставлены конкретные задачи перед сотрудниками на вторую игру, как общие, так и персональные, как открытые для всех, так и известные только отдельным персонам. Затем проводится повторная игра и ее результаты подвергаются анализу с точки зрения эффективности поставленных коллективных и индивидуальных задач.
Игра, являясь моделью социальных взаимоотношений любого масштаба, может отлично тестировать и настраивать различные варианты взаимоотношений руководителей и подчиненных, проверяя на практике эффективность вертикальных, горизонтальных и смешанных моделей руководства. В связи с этим игра может быть тренажером не только для рядовых сотрудников, но и для руководителей различного уровня.
Интегральный тест личности – позволяет за короткое время определить основные ДИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛЮБОГО СОТРУДНИКА, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей, а именно:
Интегральный тест личности – прошел испытание при диагностике персонала многих организаций, в числе которых «Сбербанк» (филиалы Архангельской области), БТК (г. Санки-Петербург), Геолого-разведывательная кампания «Специалист» (г. Санки-Петербург), ООО «Балтийский камень» (г. Калининград) и другие, в настоящее время проходит адаптацию, как психологический тест для комплексной клинической диагностики в медицине.

Вы когда-нибудь задумывались о смысле словосочетания «выходной день»? ВЫХОДНОЙ – подразумевает ВЫХОД из образов усталости, напряжения, стресса, который накопился за неделю. Если мы не выходим из мыслей о многочисленных делах и заботах, — наш ум перегружается огромным количеством информации как компьютер, который не выключается ни днем, ни ночью. Непрерывный мыслительный процесс сопровождается хроническим напряжением мышц нашего тела. Внутренние органы тоже не отдыхают. В результате накапливается усталость и наш организм в любой момент может сломаться.
Какой же ВЫХОД из этого порочного круга хронического стресса?
— Это настоящий ВЫХОДНОЙ, смысл которого не в том, чтобы «отключиться и забыться» любым доступным способом, а в том, чтобы суметь все-таки ВЫЙТИ ИЗ ОБРАЗОВ хронической усталости и напряжения!
Мы предлагаем вам провести свои ВЫХОДНЫЕ вместе с нами на выездном тренинге «Weekend здоровья»! Наша команда хорошо потрудилась, чтобы вы смогли отлично отдохнуть.
«Weekend здоровья» — это два выходных дня с вечера пятницы до вечера воскресенья, за которые вы сможете по-настоящему отключиться от работы, быта и повседневности. Активно участвуя в мероприятиях нашей оздоровительной программы, вы не только выйдите из образов мыслей, которые обесточивают вашу энергию, но и полностью перезарядите свой аккумулятор здоровья!
Программа «Weekend здоровья» состоит из множества различных мини-тренингов и оздоровительных процедур, каждая из которых прокачивает и восстанавливает различные наши способности.
Вечеринка в стиле «Слава Богу, ты пришел!» поможет выйти из привычных повседневных ролей и на минуточку стать настоящим актером.
Тренинг «Открытие природного голоса» поможет наполнить голос глубиной и силой. Когда как ваш голос зазвучит как хорошо настроенный музыкальный инструмент, интересно попробовать себя в караоке-вечеринке.
Тренинг «Правополушарного рисования» поможет расслабить зрение и заодно нарисовать 8-10 настоящих картин, даже если вы никогда раньше не рисовали.
Тренинг «Свобода в танце» поможет научиться разговаривать на языке тела, как это умеют жители Африки.
Тренинг «Выход из образов усталости и напряжения» научит находить образы, которые удерживают в себе ваше внимание, и выйти из них.
Оздоровительные мероприятия, сопровождающие все выходные, включают в себя суставную гимнастику ци-гун, уникальный северный массаж, баню.
Питание – это кулинарное путешествие по кухням народов мира, Хотели бы вы, например, позавтракать в Марокко, пообедать в Грузии, поужинать в Венгрии? Но оставим пока в секрете географию наших завтраков, обедов и ужинов до нашей встречи…
Арт-терапия «Правополушарное рисование за 4 часа»
Рассказ Михаила Кокорина, о его самом первом опыте правополушарного рисования в 2012 году и последствиях этого:
«Сегодня, я думаю, мало кто знает про правополушарное рисование больше, чем я, потому что вместе с первым ведущим этих тренингов в России, я написал книгу об этом замечательном методе.
А в далеком мае 2012 года я случайно попал на тренинг «Рисуем за один день», когда ехал с женой через Москву в отпуск. Моя жена Вика — тоже психолог, и мы, узнав, что в этот день будет тренинг рисования, решились его посетить. Хотя было страшновато. Не верилось мне, что у нас что-то получится. А Вика еще больший скептик, ее пришлось уговаривать.
Было приятно и удивительно, что пришедшие люди были настроены также, как мы — улыбались, знакомились, общались, — кто, как сюда попал, и почти у всех до этого не было опыта рисования кроме начальных классов средней школы. Поэтому мы перестали бояться, что опозоримся.
Как-то легко и непринужденно мы с женой нарисовали картин по 8-10. И при этом хороших, красивых картин, которые потом всем показывали, и никто не верил, что можно так быстро и так классно рисовать. Напомню, что мы до этого вообще не рисовали.
Так вот… Мало, что мы с женой вдруг зарисовали, — мы еще и такое ресурсное состояние приобрели, которое до сих пор используем.
Объясню, как психолотерапевт. У любого из нас есть какие-то важные воспоминания, — как о плохом, так и о хорошем. Так вот есть особая категория хороших воспоминаний, которые о каких-то наших успехах, удачах. Это такие сильные воспоминания, которые помогают нам пережить самые трудные моменты в жизни. То есть в них есть ресурс нашей силы, уверенности в себе, удачи, радости, счастья, здоровья, всего того, что мы обычно желаем друг другу на день рождения. И вот это воспоминание о занятии правополушарным рисованием теперь у меня стало одним из лучших в жизни. Потому что никогда еще я раньше так быстро не получал такого замечательного результата. Всегда, как нам внушили с детства, приходилось затрачивать много усилий. Как говориться, ничего даром не давалось. А тут действительно как в сказку попал. И теперь это воспоминание для меня — очень важный позитивный ресурс.
Да еще этим знанием очень хочется поделиться! Через несколько месяцев после тренинга наши друзья увидели рисунки и заинтересовались, как это можно так легко и быстро научиться? И мы дома собрались большой компанией за кухонным столом и «нарисовались» в свое удовольствие. И оказалось, что мы с Викой все запомнили и еще и других научить можем.
Дальше больше. Жена у меня работает психологом в психиатрической больнице. Она попробовала рисовать по правополушарной методике, и даже тяжелые загруженные больные повеселели и воспряли духом. Я как психотерапевт тоже включил правополушарное рисование в свой арсенал методик и результат все время такой же – люди улыбаются, начинают верить в свои силы, в себя. Поэтому для меня этот метод теперь, не просто обучение рисованию, не просто какая-то арт-терапия, а мощнейший способ работы с психологическими проблемами и даже улучшения психосоматического здоровья.
Этому методу я стал обучать профессиональных психологов, чтобы они применяли его в своей практике помощи людям в решении проблем. И это дало им очень мощный инструмент воздействия. Без всяких слов и внушений они начали эффективно помогать своим пациентам и клиентам справляться с трудностями жизни, найти правильные решения в любых жизненных ситуациях.
У меня самого ощущение, — как будто такая важная способность у меня была заблокирована, и я уже и не мечтал о том, что она вернется. И вдруг, как по волшебству, в этом смысле, буквально «прозрел». Это даже не обучение, это восстановление способностей, которые нам даны от рождения.»
Мастер-класс подойдет:
— всем, кто не умеет рисовать;
— всем, кто считает, что не умеет;
— тем, кто ни разу не гордился тем, что вышло из под его кисти (карандаша, фломастера).
Попробуйте рисовать, не привязываясь к результату, и поражаться тому, что получилось!
Узнать подробнее о мастер-классе, выбрать дату занятия и записаться можно ……
2-дневный тренинг для желающих научиться 36-часовому голоданию «Голодные игры»
Мы приглашаем не на голодание, а на тренинг, потому что наша цель – не вылечить, а научить! Есть у нас такая шутка: в то время как обычные психологи, когда тебе плохо, нальют стакан водки и дадут соленый огурец, мы научим тебя гнать самогон и солить огурцы.
Чему же мы можем научить тебя на двухдневном тренинге “оздоровительного голодания”?
На нашем тренинге мы не делаем из голодания культа, подобного культу еды. Наша цель вернуть вам свободу выбора, а не подсадить тебя еще на один ритуал – «ритуал голодания» или «ритуал какой-то диеты после голодания». Свободный выбор в вопросе еды заключается в – есть или не есть в данный момент. И определяется он осознанием истинной потребности в еде.
Мы не считаем, что насильственное воздержание от чего бы то ни было может привести к исцелению. Пациенты большинства клиник и адепты многих методик голодания ожидают от организаторов и авторов КОНТРОЛЯ, а не ЗНАНИЯ. Они, как малые дети, готовы ТЕРПЕТЬ и СТРАДАТЬ во время голодания РАДИ БУДУЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА. Получают ли они при этом пользу от голодания? Некоторую пользу, конечно получают, в основном, на телесном уровне и только на какое-то время после голода.
Наша цель качественно другая! Мы обучаем получать пользу не после, а прямо в процессе голодания! Поэтому во время голодного тренинга мы не лежим-страдаем в постели, а максимально полезно используем высвободившееся время, занимаясь интересными и творческими делами, превращаем свое «голодное» состояние в поистине ресурсное. Мы выходим из образа полудремотного состояния зависимых людей и живем на «полную катушку», чувствуя себя осознанными и счастливыми!!!
Потеряв деньги, ты имеешь шанс их снова заработать.
Но, потеряв время, – ты теряешь жизнь!
Как часто ты забываешь, что время – твоя самая твердая валюта, твоя самая главная ценность?
Ведь тот, кто умеет управлять своим временем — умеет распоряжаться своей жизнью, своей свободой и судьбой!
Игра «Время» создана психологами Института интегральной психологии и психотерапии (г. Калининград) по идее кинофильма «In Time».
Это психодинамическая ролевая игра, которая служит моделью реальной жизни. Погрузившись в мир игры «Время» всего на 4 часа, ты получаешь уникальный опыт, «проживаешь» короткую, сконцентрированную игровую жизнь.
На эти и многие другие вопросы ты получишь ответ, если сыграешь с нами на время!
Цель в нашей игре, как и в любой другой – победа! Формально, тот, кто заработал максимальное количество времени и стал лучшим игроком по результатам общего голосования – победитель. Однако, на более глубоком уровне целью Игры «Время» является познание себя. Поэтому в течении игры у тебя будет:
Новая оздоровительная программа выходного дня является самой универсальной и рассчитана как на желающих улучшить свое физическое самочувствие, так и на тех, кого больше интересует нормализация душевного состояния.
Два независимых друг от друга дня, первый из которых посвящен работе с ТЕЛОМ, а второй – С ПСИХИКОЙ, позволяют выбрать приоритеты, если Вы можете уделить оздоровлению только один из двух выходных дней. А если Вас интересуют обе стороны своего здоровья, то стоит взять полную программу.
Программа составлена так, что включает в себя необходимый минимум мероприятий и оставляет свободное время для отдыха и общения. Если Вы захотите взять дополнительные услуги, то мы их с радостью Вам предоставим!
Познакомьтесь с расписанием Программы, а если Вы хотите понять, что в Вас больше нуждается в отдыхе и оздоровлении – ТЕЛО или ДУША? — заполните наш тест и Вам сразу же все станет ясно!
Групповая психотерапия — форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта, для достижения различных целей: разрешения внутриличностных конфликтов, повышение стрессоустойчивости, уменьшение психопатологических симптомов (тревоги, фобий, панических атак, депрессии, апатии, внутреннего напряжения и других), тренировки способностей к общению с членами семьи (родители-дети, мужья-жены и т.д), преодолению экзистенциальных кризисов и т.п.
Наша группа занимается по методу интегральной психологии и психотерапии, максимально приближена к реальной жизни. Стоимость участия – 1500 руб. за 3-х часовое занятие.
«Сначала просто болела голова. Потом — таблетки. Потом — врачи. Но ничего не помогало.»
К психологу-интегральщику пришла молодая мама в декрете. Сильные головные боли с утра, не помогают даже таблетки. Врач назначил лечение — безрезультатно.
Далее:
П — психолог
К — клиентка
П: «Я щёлкну пальцами, и вы переместитесь в момент, когда эта боль впервые появилась. Просто рассказывайте — что происходит вокруг, что чувствуете телом?»
К: «Мы с Лёшей (сыном) обедаем. Я чувствую усталость. Он начинает водить ложкой по столу и… опрокидывает тарелку с супом.»
П: «Что вы чувствуете?»
К: «Ярость. Не просто раздражение — огонь по всему телу. И — боль в голове. Хочется закричать, схватить его, потрясти… но я не позволяю себе. Ведь нельзя кричать на детей, правда?»
П: «Сделайте это сейчас. Позвольте себе.»
⠀
И она делает.
Начинает кричать, трясти руками, топать:
«Хватит! Я устала! Перестань меня дёргать! Я не железная!»
Она рычит. Лицо краснее.
В конце концов, она замолкает, руки опускаются на колени. Дышит. Смотрит в пол.
⠀
К: Я даже не представляла, сколько во мне накопилось. Я же всё это время не разрешала себе чувствовать. Всё сдерживала. А раздражение росло — и превратилось в головную боль.
В конце сессии она сказала:
«Голова больше не болит. И я знаю теперь, как выпускать напряжение — без крика на ребёнка».
Как вы думаете, почему практически у всех народов существует традиция поминальных трапез? У христиан они происходят сразу после похорон, потом на 9 день, на 40 день, на 1 год. Это всё не спроста: наши предки знали, что говорить об умершем, вспоминать его последние дни — необходимо, чтобы родственники и близкие смогли смириться с утратой и отпустить «ушедшего». ⠀
⠀
Когда человек переживает сильное потрясение, горе, то как будто теряет часть своего сознания. И оно «застревает» в образе прошлого. ⠀
⠀
Вспоминая трагический момент, раз за разом прокручивая его в голове, проговаривая, человек по крупицам возвращает свое потерянное сознание. Да, это больно. Но запретить себе думать, уходить от болезненной темы чревато в будущем большими проблемами со здоровьем. ⠀
⠀
Интегральная техника «перепросмотр» позволяет вернуть сознание из болезненных образов прошлого. И сделать это можно очень быстро: иногда хватает даже одного сеанса. А если вы начнёте обучаться интегральной психологии и психотерапии, то сможете не только возвращать себе здоровье и осознанность, но и помогать своим близким в трудную минуту.
Многие люди придают большое значение астрологии, гороскопам, нумерологии (последнее — вообще очень популярная нынче тема), изыскивают у себя какие-то черты характера и постоянно акцентируют на этом внимание. «Я упрямый, упёртый, меня не переспоришь! Ведь я — Козерог!». «В дате моего рождения присутствует число 543, я очень замкнута и избегаю людей».
Живёт такой козерог и выставляет своё упрямство напоказ как что-то значительное, важное, непоколебимое. И даже начинает объяснять события в своей жизни через призму гороскопа: поспорил с начальником — лишился премии — «Я ж козерог! Что делать-то!».
Не надо делать из себя робота со «вшитыми» программами. Изменчивость, адаптивность — вот залог успеха. За тысячелетия эволюции выжили те организмы, которые приспосабливались к изменяющимся условиям.
Скелет любой личности — это внутренний диалог. В зависимости от типа внутреннего диалога человека у него может быть или заниженная, или завышенная самооценка, низкие или высокие требования к окружающим людям, может быть чувство собственной важности или же, наоборот, ничтожности.
Если человек осознаёт свой внутренний диалог, чувствует равнозначность воспринимающей и воздействующей сторон этого диалога, то у него развит духовный центр. Он может, в зависимости от ситуации, быть хорошим исполнителем, а может контролировать, направлять других людей. Способен где-то пойти на компромисс, а где-то повести себя более жёстко.
Свободная личность — многогранна. Играть по жизни одну и ту же роль «плохого парня», «стервы», «матери Терезы» — это путь несвободы, и к здоровью он не ведёт. Но совсем другое дело, если мы играем свои роли осознанно и можем их без труда менять. Согласитесь, даже в кинематографе актёры «одной роли» быстро надоедают?
Древнее натурфилософское учение — основа, на которой базируется интегральная психология и психотерапия. Согласно этому учению в человеке должны быть развиты все четыре темперамента. Если в нём преобладает только какой-то один — человек не адаптивен, не способен менять стиль своего поведения в соответствии с ситуацией, отчего возникают конфликты и болезни.
Почему-то считается, что меланхолический темперамент — самый плохой и непривлекательный. Людей-меланхоликов описывают вечно ноющими, недовольными собой и жизнью, погруженными в нескончаемую депрессию. Да, депрессия свойственна меланхолической позиции «Я должен» («Я минус»). Но
мало кто знает о полезных и даже необходимых для здоровой жизнедеятельности свойствах меланхолического темперамента!
⠀
В первую очередь, позиция «Я должен» характеризуется высокой ответственностью и исполнительностью. Человек, у которого она развита, пунктуален, добросовестно выполняет свои обязанности, соблюдает сроки на работе. В личных отношениях такой человек не боится брать на себя обязательства, выполняет обещанное.
⠀
И наоборот, человек, у которого меланхолическая позиция «Я должен» не развита — безответственен, не способен подчиняться и быть исполнителем. Ему присуще халатное отношение к работе, опоздания, а также отсутствие терпения, без которого ни одно дело не доводится до конца. Поэтому он часто меняет место работы. Из-за того, что такой человек нетерпелив и безответственен, семейная жизнь тоже складывается не лучшим образом. Ведь он склонен к переменчивости, изменам, а также не способен привнести в семейную жизнь стабильность и надежность.
Сначала психолог применят интегральную технику «Внутренний диалог»: ставит два стула друг напротив друга, и Лиза пересаживается с одного стула на другой, разговаривая с воображаемой Лизой на другом стуле. В первой позиции Лиза чувствует усталость, грусть, ощущение несправедливости. А вторая позиция – холерическая, подозревающая – проявляет к Лизе критичность: «Ты, наверное, как-то не так себя ведёшь!». Спустя время пересаживаний туда-сюда вторая позиция говорит Лизе: «Может быть, ты на самом-то деле не хочешь семью, не хочешь замуж?». Лиза возвращается в первую позицию и вдруг начинает плакать навзрыд: «Мне так плохо! Я чувствую какое-то сильное, беспросветное горе, распространяющееся по всему животу, по грудной клетке, по горлу!».
И тогда психолог применяет интегральную технику «Родовая память»: предлагает Лизе начать часто и глубоко дышать. Это дыхание позволяет всплыть давнему образу, принадлежавшему Лизиной маме. Лиза начинает чувствовать себя своей мамой: «Меня зовут Оля. У меня умер муж. Я стою на его могиле и решаю, что больше никогда не выйду замуж. Не хочу. Я не смогу найти кого-то, кто был бы лучше погибшего Руслана». Лиза проживает этот образ, чувствуя всю боль утраты своей мамы. Потом образ сменяется. Лиза по-прежнему чувствует себя своей мамой: «Я сошлась с одним мужчиной. Нужно как-то выживать, кормить маленькую Лизу, а зарплату задерживают иногда по полгода. У Семёна хорошая работа, деньги платят небольшие, но по крайней мере регулярно. Но я его не люблю! Я не хочу быть с ним! Я по-прежнему люблю и вспоминаю Руслана…». Лиза снова проживает все мамины чувства: тоску по погибшему мужу, раздражение к нынешнему мужчине. И в конце концов Лиза начинает чувствовать лёгкость в теле и возвращается в «здесь и сейчас».
«Я помню своего отчима, Семёна. Он неоднократно звал её замуж, но она каждый раз отказывалась! А когда закончились голодные девяностые, мама всё-таки от него ушла. Как жаль, что мама не смогла смириться с потерей моего папы, Руслана, и не смогла жить дальше и построить новую семью! Ведь мой отчим, дядя Семён, был в общем-то хорошим человеком…» — рассказывает Лиза в конце сеанса.
Если Ваша работа связана с постоянным общением, то, вероятнее всего, да. Минуты, проведённые один на один с собой в этом случае — истинный отдых и наслаждение. Но очень многие люди, оставаясь в одиночестве, испытывают тревогу, а иногда даже и панические атаки.
На самом деле мы практически никогда не остаёмся одни. Где бы мы ни находились, на нас почти постоянно «смотрит» незримый собеседник: наша частичка внутреннего диалога, позиция «Ты». Она оценивает нас, воздействует, анализирует наши действия и бездействия. «Замолкает» она только в редкие моменты остановки внутреннего диалога: во время настоящего медитативного состояния и в фазе глубокого сна.
Если, оставаясь одни, Вы испытываете дискомфорт, — дело здесь не в отсутствии других людей. Дело в том, что в моменты одиночества на Ваше «Я» начинает определенным образом воздействовать позиция «Ты». Такой внутренний диалог формируется конкретной причинной ситуацией: в том моменте определённый человек как-то на Вас смотрел, как-то к Вам относился, и его взгляд на себя Вы усвоили, превратив его в позицию «Ты» внутреннего диалога.
В случае боязни одиночества причинная ситуация может идти корнями в детство. Например, когда младенца по каким-то причинам разлучают с мамой, пусть даже на непродолжительное время, он испытывает стресс. Ещё бы! Ведь он столько месяцев был с мамой неразлучен, находясь у нее в животе, а тут вдруг она куда-то исчезла!
Причина может крыться и в более позднем детстве. Например, когда родители лишь обслуживают ребёнка: покормить-напоить-искупать. Но при этом не устанавливают эмоциональный контакт, не разговаривают с ним обо всём на свете, не имеют привычки приласкать. Ребёнок в этом случае чувствует себя ненужным, потерянным, и, вырастая, испытывает жёсткий дискомфорт, оставаясь в одиночестве. Техники интегральной психологии и психотерапии помогают вспомнить эти моменты из детства, перепрожить их и разотождествиться с образом одиночества.
Если, находясь в одиночестве, человек испытывает панические атаки, то, скорее всего, причина кроется в перинатальном периоде. С помощью техник интегральной психологии и психотерапии мы помогаем «вспомнить» момент из внутриутробного развития, в котором «застрял» человек и который вызывает эти панические атаки.
Также причина может идти из родовой памяти. Нередко у молодых людей происходит отождествление с родственниками или близкими людьми, которые, находясь в лежачем состоянии (после инсульта или из-за других тяжёлых заболеваний) испытывали острое чувство одиночества из-за того, что родные не могли постоянно находиться рядом. Разотождествиться с этим образом помогает интегральная техника «родовая память».
«Мамочкин сыночек»- эта фраза в нашем языке приравнивается к ругательству. Быть «мамочкиным сыночком» для мужчины, совсем юный он или уже вполне взрослый, — позор. Однако же матери зачастую не осознают, что лошадиными дозами своей любви не только выставляют на посмешище сына, но и вредят его жизни в целом.
Где-то у одного психолога-эзотерика было написано, что мужчинам для решения их «высоких» жизненных задач посылаются дочери, а женщинам — сыновья. В этом есть доля истины. Ведь очень большое количество образов родовой памяти «включается» с появлением ребёнка, особенно противоположного пола.
В книге «Унесенные ветром» (внимание: спойлеры!) есть грустная, но вместе с тем захватывающая сюжетная линия. Главная героиня, Скарлетт О’хара, выходит замуж за нелюбимого, но богатого, влиятельного и харизматичного Ретта Батлера, который многие годы был без ума от Скарлетт. У них рождается дочка, которая спустя несколько лет погибает. И тогда Ретт Батлер признается жене: в дочери он видел и любил маленькую Скарлетт. Так как сердце Скарлетт он не смог завоевать ни после женитьбы, ни после рождения дочки, он как бы перенаправил свою безответную любовь на дочь. Не сумев завладеть сердцем собственной жены, он полностью растворился в маленькой дочери, которая была копией своей мамы: такая же своенравная, умная, эмоциональная. А в итоге дочь погибла ещё ребенком, жена чуть не умерла, упав с лестницы, и в конце концов Ретт Батлер ушёл от Скарлетт опустошённый и сломленный.
К сожалению, в реальности очень часто наблюдается похожая картина, когда мужчины и женщины без ума влюбляются в собственных детей. Ведь жёны и мужья в наших глазах так далеки от идеала! Имеют столько недостатков, противных привычек! То ли дело ребенок, будь то дочь для папы или сын для мамы: он немного (или не немного) похож на супруга/супругу, но и столько перенял от нас! И пусть он тоже имеет множество недостатков, но эти шероховатости так идеальны в своём несовершенстве!
Особенно сильно проявляется привязанность матерей к сыновьям. Это отличительная черта нашего народа: из-за культурно-исторических особенностей на протяжении многих десятилетий русские женщины в одиночку растили, поднимали детей: сначала в страшные военные, потом в тяжёлые послевоенные годы, дальше — в лихие девяностые. Волей-неволей сыновья занимали рядом с мамой место отца, то бишь её мужа. И эти перемешанные роли потом путали судьбы этих мужчин. Родовая память — вещь очень сильная: образы наших волевых, одиноких бабушек и прабабушек живы в нас и влияют на наше поведение, мироощущение. И вот современные женщины, имея живого мужа, оттесняют его на второй план и ставят во главе стола сына. Само собой, такой брак начинает трещать по швам.
Если мама занимает роль главной спутницы жизни, незаменимой советчицы, консультанта по всем вопросам и контролёра-директора, может ли у мужчины сложиться счастливая семейная жизнь? Этот мужчина либо будет часто менять жён, либо просто останется привязанным к маминой юбке, как пёс к сторожевой будке. И никуда от неё не денется. Этого-то большинство мам и добиваются. Эгоистично, не так ли?
Любая зависимость людей — обоюдная игра. Если мужчина чувствует, что слишком привязан к матери и не может освободиться от крепких уз её опеки и контроля, то не стоит тащить к психотерапевту упирающуюся всеми ногами и руками маман. Достаточно пройти курс психотерапии самому. Или же вообще обучиться интегральной психологии и психотерапии, и тогда уже сознательно отслеживать эту игру-зависимость, проработать свой внутренний диалог с матерью и начать, наконец, жить своим сознанием.
«Школа» означает также преемственность с древним учением натурфилософии, распространенным на территории древней Греции, Персии, Индии, Центральной Америки, Евразии, Китая и т.д.
«Школа» означает также и наличие преемственности между учителями и учениками, подготовку специалистов по ИПП и преподавателей метода ИПП, которые расширяют круг учеников. Для этой деятельности создано подразделение «Школы 2х2» — «Институт интегральной психологии и психотерапии», получена государственная образовательная лицензия. Мы постоянно набираем новые группы учеников по 4-5 человек. Первый курс обучения состоит из 11 циклов и длится 18 месяцев при частоте занятий – одно в неделю. Второй курс состоит из 11 циклов и групповой психотерапии и длится 22 месяца. Выпускники Школы получают Диплом ДПО по специальности «социальная психология».
Лучшие выпускники становятся преподавателями ИИПП и продолжают передавать знания и навыки по ИПП новым студентам.
В 2005 году Михаил Кокорин, Зоя Нагибина и Екатерина Голованова разрабатывают, апробируют и предлагают для широкого применения Интегральный Тест Личности (ИТЛ), который активно используется для диагностики пациентов специалистами ИПП по сегодняшний день.
Первыми преподавателями ИПП становятся Зоя Нагибина, Ирина Морошкина, Эрик Павловский, Виталий Южаков.
В 2010 году партнеры Школы «2х2» Сергей Маслов и Игорь Пшеничный организуют «Институт интегральной психологии и психотерапии» в Санкт-Петербурге и проводят интенсивное обучение двух питерских групп студентов методу ИПП, а также большое психологическое исследование «Образа будущего здоровья» учащихся, их родителей и педагогов средних школ Кировского района Санкт-Петербурга.
В 2011 году Школа «2х2» совместно с кафедрой антропологии МГУ проводит исследование психосоматических взаимосвязей с использованием антропометрических методик МГУ (руководитель – профессор, доктор биологических наук М.А. Негашева) и психодиагностических методик ИИПП (руководители – доцент, кандидат медицинских наук М.В.Кокорин и клинический психолог Э.Павловский).
В июне 2012 года на Белом море проходит Фестиваль интегральной психологии и психотерапии, на котором впервые презентуется психодинамическая игра «Время».
Мы не удивимся также, если вдруг узнаем еще о каких-то учениях современной психологии, использующих слово «интегральный». Так, например, существует «интегральная йога» Шри Ауробиндо.
Существует также «интегративный подход», который с начала 90-х годов прошлого века развивает В.В. Козлов. Мы хорошо знакомы с ним, и на протяжении многих лет участвуем в его научных Конгрессах, публикуем свои статьи в его научных сборниках и журналах. Мы поддерживаем его «манифест интегративных психологов» и с большим уважением относимся к его научной и общественной деятельности. Директор ИИПП М. Кокорин является членом-корреспондентом Международной Академии Психологических Наук, созданной и возглавляемой академиком МАПН В.В. Козловым. При этом ИПП идет своим независимым путем и предлагает свои, отличные от «Интегративного подхода» философию, психологическую теорию и психотерапевтическую практику.
Представители интегративной психологии в России весьма распространены. Поскольку психологам и психотерапевтам часто не хватает методик одного направления, поэтому чаще всего практикующие психологи собирают свой набор психотерапевтических инструментов, принадлежащих к разным Школам и модальностям. Этот подход называют эклектическим. При этом зачастую один психолог использует методики, имеющие в основе различные философии и психологические теории. Мы говорим об этом для того, чтобы объяснить – Школа ИПП не занимается заимствованием «чужих» методик. Все методики ИПП сконструированы на едином фундаменте натурфилософии, которую наша Школа реанимирует и считает одним из самых универсальных и современных.
Соучредителями Школы стали (и продолжают оставаться) Михаил Кокорин, Александра Сафьянова, Вероника Житницкая и Татьяна Художилова. На тот момент считалось, что в мировой психологии существует более 2500 различных направлений и модальностей. Пятерка крупнейших из них – Психоанализ, Гештальт, Нейролингвистическое програмирование, Трансперсональная психотерапия, Когнитивно-поведенческая психотерапия. Создавая и обозначая свое направление ИПП, авторы и организаторы Школы заявили о том, что у них существует своя психологическая теория, описывающая как структуру личности, так и ее развитие, свое философское обоснование, разработанные авторские психотехники, которых изначально было пять: выход из образа, перепросмотр, перенос ресурсов, внутренний диалог и родовая память. В разработке и проверке этих методик с 2003 по 2012 год кроме учредителей активно участвовали психологи Зоя Нагибина, Ирина Морошкина, Эрик Павловский, Виталий Южаков. Зоя Нагибина и Екатерина Голованова в 2005 г. под руководством М. Кокорина разработали ИТЛ (Интегральный тест личности), который с тех пор стал главным диагностическим инструментом ИПП. В последствии Максим Богданов и Эрик Павловский разработали ОХА (Тест Общей характеристики адаптации) . Эрик Павловский совместно с Михаилом Кокориным также сконструировали тесты «Внутренних диалогов», «Корректурную пробу ЧАСЫ», «Тест цветового выбора», «Тест 8 геометрических фигур». Э. Павловский разработал метод «Интегральной диагностики коллектива».
В 1995 году Михаил закончил клиническую ординатуру по психиатрии и получил специализацию врача-психотерапевта. В этом же году он поступил в аспирантуру при кафедре патологической физиологии и начал свое первое исследование по психосоматике. К тому времени он пропустил через свой клинический опыт психотехники таких Школ, как психосинтез А. Асаджиоли, гештальт-подход Ф. Перлса, транзактный анализ Э. Берна, психодрама Я. Морено, трансперсональная терапия С. Гроффа, семейная психотерапия В. Сатир, НЛП Р. Бэндлера и Д. Гриндера, эриксоновский гипноз М. Эриксона, личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия В.Н. Мясищева, Дианетика и Сайентология Рона Л. Хаббарта. Большое влияние на восприятие и дальнейшие поиски знаний Михаила Кокорина оказали также книги Карлосы Кастанеды, Тайши Абеляр, Флоринды Доннер, Теуна Мареза. Результатом переработки этого обширного материала стали авторские психотехники «Выход из образа», «Перепросмотр», «Перенос ресурсов», «Внутренний диалог», «Родовая память». В 1999 году М. Кокорин защитил кандидатскую диссертацию по теме «Психофизиологические особенности женщин с избыточной и недостаточной массой тела». Это исследование базировалось на теории натурфилософии и было первой попыткой проверки психосоматических взаимосвязей, описанных в древних и средневековых учениях. С 2000 года М. Кокорин стал преподавателем, а впоследствии доцентом, кафедры гуманитарных наук Северного государственного медицинского университета и организовал студенческое научно-практическое общество по психотерапии, которое существовало 12 лет до 2012 года.
Проблемы, которые можно решить, научившись технике Северного массажа — прикосновение:
Проблемы, которые можно решить, научившись делать Северный массаж живота и груди:
Проблемы, которые можно решить, научившись делать Северный массаж головы:
Проблемы, которые можно решить, научившись делать Северный массаж лица:
Проблемы, которые можно решить, научившись делать Северный массаж рук:
Проблемы, которые можно решить, научившись делать Северный массаж шейно-воротниковой зоны:
Проблемы, которые можно решить, освоив северную технику разминания кожи – перекаты:
Проблемы, которые можно решить, научившись делать Северный массаж поясницы и спины:
Проблемы, которые можно решить, научившись делать Северный массаж ног:
Проблемы, которые можно решить, научившись делать Северный массаж ягодичной области:
Физиологическое действие северного массажа направлено в первую очередь на массаж кожи и подкожно-жировой соединительной ткани, во вторую очередь на напряженные мышцы.
Прорабатывая кожу и подкожно-жировую прослойку специальной техникой перекатывания (аналогичная есть только в некоторых видах китайского массажа), мы усиливаем обмен веществ в соединительной ткани в такой степени, что балластные вещества (в народе называемые «шлаки» и «токсины») начинают расщепляться сначала до молочной кислоты, а затем до воды, углекислого газа и азотистых оснований, после чего выделяются из организма через почки, кишечник, легкие, слизистые оболочки, потовые и сальные железы. Этот процесс подобен реакциям нашего тела на физическую нагрузку после долгого перерыва («немятое тело попало в дело»). Отличие в том, что физическая нагрузка усиливает обмен веществ в первую очередь в мышечной ткани, а до соединительной дело в большинстве случаев не доходит. То есть такое глубинное очищение подкожно-жировой клетчатки возможно только через лечебное голодание и детокс-массаж, каковым является северный.
Воздействие на напряженные мышцы с целью их расслабления в северном массаже имеет ряд особенностей. Во-первых, это массаж в первую очередь приоритетных зон, из которых самой важной считается ягодичная, и на втором месте по значимости стоит шейно-воротниковая и лопаточная. Массаж ягодичной области в северной методике уникален, пальцевая и локтевая техники позволяют размять глубокое мышцы в том числе грушевидную, которая, в случае ее напряжения, передавливает нервно-сосудистый пучок из бедренного нерва, бедренной артерии и двух бедренных вен. Следствием напряжения глубоких ягодичных мышц являются гипертония, поясничные боли, люмбаго, ишиалгии, варикозы, патология органов малого таза, кишечника, мочевого пузыря, матки и яичников, простаты, с соответствующими симптомами и, часто хроническими, заболеваниями.
Кроме того, венозный застой и отеки ног (которые составляют половину массы тела человека), создают перегрузку для сердца, которому приходится усиливать силу сердечных сокращений для проталкивания крови через пережатые сосуды ног. Особенно сильно при этом страдают сосуды лимфатической системы. Северный массаж в данном случае выполняет лимфодренажную функцию и благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему в целом, снижая риск гипертонической болезни.
Воздействуя через разминание кожи на рецепторное поле, проекционные зоны внутренних органов, энергетические каналы, северный массаж является хорошей альтернативой и рефлексотерапии, и китайскому скребковому массажу гуаша. Специальный массаж головы непосредственно улучшает кровоснабжение головного мозга. А специальный массаж лица, шеи, зоны декольте успешно конкурирует с различными видами косметических массажей.
Северные мануальные практики – больше чем просто массаж, они воздействует не только на телесном уровне, но и на психологическом, психосоматическом. Во время массажа массажист общается с пациентом, привлекая его внимание к телу, находя проблемные зоны и направляя на них сознание пациента. Именно поэтому во время сеансов не используется музыка или другие воздействия, рассеивающие внимание. Северный массаж в работе с телом идет так далеко, что, обнаруживая хроническое напряжение как отправную точку, при помощи специальной техники вопросов помогает «включить» память тела и вернуть пациента в те моменты прошлого, которые послужили причиной мышечных зажимов. Перепросмотр этих воспоминаний (еще одна специальная техника) позволяет вернуть в тело сознание, утраченное в прошлом, что в результате приводит человека к свободе от деструктивных и болезненных образов. В некоторых хронических случаях необходимо идти еще дальше, углубившись «в родовую память» для обнаружения отождествления с образами, переданными «по наследству» от других людей и высвобождения внимания из них.
Таким образом, Северные мануальные практики работают одновременно и через тело, и через психику человека. Любой из нас хотя и живет в реальном мире, но также живет в мире своих образов и представлений о реальном мире. Иногда эти образы заслоняют от нас реальный мир так сильно, как, например, облака могут заслонять ясное небо и яркое солнце. Или еще сильнее. Мы можем «застревать» в этих образах, в мире своих мыслей, которые захватывают все наше внимание, и, заставляют, как говориться, «света белого не видеть».
Правильное воздействие на тело во время массажа помогает почувствовать контактную границу тела через кожу, «выдергивает человека из мыслей и образов», возвращая его в реальность. Если эти образы не так сильны, то человек с радостью расстается с ними, пробуждается как сказочный богатырь, который, проснувшись, удивленно открывает глаза и спрашивает: «Как долго я спал?».
Если же образы настолько большие, что пациент живет в них с детства, тогда специалист может применить психотехники «Перепросмотр», «Трансформация» и «Родовая память», которым наша Школа обучает на курсе «Введение в психосоматику».
Мы обучаем Северном мануальным практикам для того, чтобы люди могли узнать, как они устроены (не только телесно, но и психологически). А поняв это, научиться помогать себе, близким, другим людям. Это помогает значительно улучшить свое здоровье, меньше болеть, дает простые способы профилактики и реабилитации. Применять в своей жизни Северный массаж – означает меньше зависеть от медицины, врачей, психологов. Во многих случаях — не подвергать свой организм вредным лекарственным и хирургическим воздействиям, в заботе о своем и чужом здоровье следовать гиппократовскому принципу – «не навреди».
По интенсивности обучение методу СМП подразделяется на:
— стандартное (1 или 2 учебных модуля в месяц продолжительностью 7 академических часов, состоящий из лекции, практической части и зачета в форме программированного контроля),
— интенсивное (1 учебный модуль в день, каждый продолжительностью 7 академических часов, состоящий из лекции, практической части и зачета в форме программированного контроля),
— по индивидуальному плану, утвержденному в Договоре двумя сторонами образовательного процесса – Заказчиком (обучающимся) и Исполнителем (ШИПП «2х2» в лице Исполнительного директора).
По непрерывности обучение методу СМП подразделяется на:
— непрерывное (1 учебный модуль в день без перерывов),
— модульное (обучение с перерывами между учебными модулями).
По форме обучение методу СМП возможно только очно при непосредственном общении с преподавателями в учебном центре ШИПП «2х2»,
Форма, непрерывность, интенсивность обучения – определяются индивидуально по договоренности администрации Учебного Центра ШИПП «2х2» с каждым обучающимся.
Продолжительность и стоимость обучения :
11 недель – 60 000 руб.
!!! Студенты ИИПП имеют право на предоставления социального налогового вычета по расходам на обучение установленного пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ
Мы заинтересованы в том, чтобы к нам шли обучаться массажу в первую очередь те, кому интересен наш метод – СЕВЕРНЫЕ МАНУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ (СМП). Поэтому, прежде, чем знакомиться с нашей программой и условиями обучения, мы хотим вам объяснить, почему мы вынуждены преподавать СМП в рамках обучения «Технологии эстетических услуг», а так же хотим познакомить вас с ситуацией обучения массажу в РФ в целом.
Текст для новости
Формально, граница кокона отделяет человека как часть Мира от остального Мира, который находится вокруг, и простирается в бесконечность (на неё в эмблеме «указывает» градация серого цвета к периферии).
Границы кокона соответствуют раздвинутым в стороны ногам и рукам, поэтому, и в переносном и в прямом смысле, можно утверждать, что «Мир находится на кончиках пальцев человека».
Пятно в проекции правой лопатки на фоне человека — это «точка сборки» (Мира), то небольшое «окно», через которое происходит восприятие Мира и его интерпретирование. Положение «точки сборки» эволюционирует с изменениями в характере людей и человечества. Сегодняшнее его положение — сзади за правой лопаткой на расстоянии вытянутой руки (именно поэтому человек на эмблеме изображен сзади). Положение «точки сборки» определяет фиксацию внимания человека. Есть мнения, что в древние и средние века «точка сборки» людей находилась гораздо ниже, поэтому мир воспринимался более мистически, а сейчас сдвиг ее кверху привел к более интеллектуальному логическому восприятию и характеризует техногенный путь развития человечества в целом.
Размеры «точки сборки» — не более 5% площади поверхности кокона, а у большинства людей не более 1-2%. Это то «окно», через которое мы впускаем Мир в свое восприятие. Поэтому, когда психологи говорят, что мы используем свой ум только на 2-5%, или физики говорят, что мы знаем о Мире только 5%, а остальное — это темная материя, то они недалеки от Истины! Представьте сами: что мы можем знать о Мире, если мы смотрим на него через малюсенький иллюминатор, а большую часть его просто не воспринимаем!
В 2013 году несколько интенсивов обучения ИПП, северному массажу и правополушарному рисованию проходят в Казани. Здесь же получает свое развитие игра «Время», которая проводится зимой в режиме квартирника, и летом на природе в дубовой роще.
С 2014 года по инициативе казанского психолога Гульнары Сагитовой начинают свою работу первые группы дистанционного обучения ИПП. Первым организатором онлайн учебных групп становится казанская выпускница ИИПП Лариса Бойко, которую через 2 года сменяет на этой работе также казанский психолог Ольга Изотова. С 2018 года бессменным организатором учебных онлайн групп становится Вероника Житницкая.
Параллельно с психотерапией Школа развивает курсы по Северным мануальным практикам (Северному массажу). Руководителем этого направления в 2022 году становится Роза Сулейманова, благодаря которой курсы СМП приобретают стабильный и профессиональных характер, а Северный массаж становится популярным в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Архангельске, Калининграде.
В 2023 году под г. Калининградом проведен Балтийский Фестиваль ИПП, посвященный 20-летию Школы «2х2».
В 2023-24 годах авторская группа в составе Михаил Кокорин, Вероника Житницкая и Виталий Южаков окончательно дорабатывают правила игры «Время», делая ее универсальным инструментом диагностики и тренинга, упаковывают ее в шкатулку и проводят ее пилотные испытания. В результате игра проходит с частотой более 10 раз в год. А геог
В общем, «2х2» означает двухфакторную модель стихий-темпераментов, которые как 4 колеса дают устойчивое, понятное и простое объяснения миру, природе и человеку. Это универсальный ключ, которым могут воспользоваться все желающие и понимающие его – от домохозяйки до президента. А еще это компас, который позволит разобраться в направлении движения не зависимо от разных карт мира.
Методики ИПП базируются на единой интегральной философии и интегральной психологической теории. Они являются разнонаправленными (связаны с циклом жизни образа и механизмами «застревания внимания» в этом цикле). Это позволяет работать с самыми разными проблемами и психосоматическими болезнями, точно подбирая нужные инструменты и используя их комбинированно так же, как любой мастер (слесарь, плотник, повар, портной, садовник и т.д.) имеет полноценный набор инструментов, которые позволяют ему решать самые разные задачи и достигать любые цели. Названия методик:
ИПП выделяет 4 основных простых философских вопроса и дает на них наиболее интегральные ответы, не разделяющие, а примиряющие людей разных культур, религий, национальностей, интересов и т.д.:
– В бесконечном во всех проявлениях мире.
– Я — часть бесконечного мира.
– Все части мира равнозначны друг другу по отношению к бесконечному миру (Этический закон равной значимости ИПП).
– Часть может познать бесконечный мир, только отождествившись с ним и перестав быть частью.
«Психологи» означает также наличие в ИПП своих психологических теорий: теория личности, теория образа, теория отождествления.
«Психология» также означает наличие структурной теории «темпераментов-стихий», которая продолжая традиции натурфилософии позволяет выделить основные типы характеров людей и соответствующие им психопатологические синдромы: депрессивный, паранойяльный, маниакальный и апатический.
«Психология» включает также количественную теорию психопатологии по уровням ответственности за свое состояние: здоровье, невроз, пограничное состояние (психопатия) и психоз.
И, наконец, «психология» означает наличие теории психофизиологического созревания, объясняющая 10 основных этапов развития СПОСОБНОСТЕЙ человека от зачатия до смерти. По этой теории объясняется, что путь человека к здоровью, зрелости и свободе предполагает своевременное развитие способностей, данных человеку от природы. В случае, когда человек не развивает необходимые способности самостоятельно удовлетворять свои потребности, он становится зависимым, поскольку нуждается, чтобы эти потребности за него удовлетворяли другие.
ИПП не противопоставляет, а объясняет взаимосвязи экстраверсии и интроверсии, симпатической нервной системы и парасимпатической. ИПП не объясняет взаимодействие женского и мужского начала.
Самым главным интегральным понятием психики является СОЗНАНИЕ, которому в ИПП дается простое и понятное объяснение: СОЗНАНИЕ – ЭТО СОЕДИНЕНИЕ РАЗРОЗНЕННЫХ ЗНАНИЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ЦЕЛОЕ.
Понятие интегральности позволяет в теории ИПП сформулировать свое представление о здоровье и болезни. Так здоровьем в ИПП считается МАКСИМАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ УСЛОВИЯМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. А болезнью нарушение этой способности.
Здоровье в ИПП тождественно СВОБОДЕ, ПОД КОТОРОЙ ПОНИМАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ ЖИЗНЕННОЙ СИЛОЙ И ЭНЕРГИЕЙ. Соответственно болезнь означает, что жизненной силой и энергией человека управляет кто-то другой.
следующим дисциплинам: