Тема психологических границ одна из самых важных, но и самых сложных. Ведь она существует не только в социально-психологическом аспекте, но и в культурном. Огромное разнообразие культурных вариаций в современном мире весьма усложняет понятие «нормы личной границы». Как говориться: «Что для русского хорошо, то для американца — смерть!» В странах восточной культуры огромная плотность населения и люди привычно мирятся с жизнью в таборе. Вы, наверняка, видели китайских путешественников, которые ходят на экскурсии огромными толпами. В восточной культуре принято родителям участвовать в жизни своих детей, детям полагаться на поддержку родителей и заботиться о них в старости. Западные люди, напротив, предпочитают дистанцию в общении, а взаимоотношения родителей и детей носят более дистанционный характер. Потому американцы ездят на больших автомобилях и «доверяют» заботу о родителях государственной системе с разветвленной сетью домов престарелых. Северный и южные народы также имеют свои культурные особенности, формирующие отношение к личным границам. ⠀ Интегральная психология и психотерапия рассматривает тему личной границы как понятие динамически меняющееся даже для одного человека. Так, например, сегодня мне хочется уединиться и никого не видеть рядом, а завтра я жажду общения и сам иду в компанию и вторгаюсь в чужое личное пространство. В связи с этим, интегралка рассматривает цикл контакта, в котором личная граница меняется в определенной последовательности. ⠀ Например, в первой фазе человеку хочется побыть одному, накопить силы. Далее, он готов общаться, но изначально пассивен, то есть больше слушает чем говорит. Затем, он готов вести себя более активно и высказывает свою точку зрения. Далее, он может так возбудиться, что даже хочет кого-то переубедить, спорит, вторгаясь в чужую реальность, пытается ее изменить. Затем, он может выслушать возражения и попытаться на них...
Уже много веков врачи не дают клятву Гиппократа. А те клятвы, которые дают (если это вообще имеет место быть, в некоторых странах врачи не дают никаких клятв) — это клятвы медицинских сообществ или корпораций. В настоящей клятве Гиппократа речь шла о медицине как искусстве. И мы полностью поддерживаем такой подход! Ведь что такое искусство? Это творчество! Каждый человек — индивидуален, неповторим. Об этом пока что помнит педагогика: в пед. Вузах и на пед.курсах пока еще говорят об индивидуальном подходе, акцентируют внимание на том, что педагогика — это творчество. Почему врачевание опустили ниже воспитания? Ведь человеческое тело неразрывно связано с его душой и точно так же «просит» индивидуального подхода! А вы согласны с тем, что медицина должна носить творческий характер? Пишите в...
Если вы хотите научиться доверять себе и другим людям, быть на равных с любым человеком, научиться решать любые конфликтные ситуации с пользой для всех сторон и без насилия — наша техника «Три составляющих понимания» для вас. Иногда мы называем ее «Треугольник понимания», и она полностью соответствует поговоркам «Начни с себя» и «Вынь бревно из своего глаза, и увидишь, как из чужих соринки вынимать». Что же это за три составляющих понимания: Во-первых, это общение. Чтобы понять кого-то или чего-то, нужно поддерживать с ним контакт. Все счастливые обладатели домашних животных общаются со своими питомцами. Даже садоводы и дачники разговаривают с растениями во время ухода за ними. И в этом нет ничего странного! Проявление любой заботы (даже о цветочке и помидорчике) подразумевает, что человек хочет понять, то есть сблизиться с тем, о ком заботится. Пусть даже он этого не осознает. Во-вторых, для понимания человек должен принимать тот факт, что абсолютно у каждого существа своя реальность. Только подумайте: ведь каждый из нас находится в своем уникальном пространственно-временном положении! Третья составляющая – это интерес. Если вам не интересна другая реальность, то вы ее не поймёте. Интерес означает, что вы еще не знаете то, что вам предстоит узнать. Если же вы заранее ожидаете определенный ответ, то просто не впускаете в себя новое знание, закрываясь от него своими шаблонами. Разумеется, что без искреннего интереса вы ничего нового узнать и понять не сможете. Техника довольно простая в исполнении, поэтому предлагаем попробовать ее в ближайшее свободное время, когда никто вам не будет мешать! Для начала выберите объект или субъект для понимания и представьте его в воображаемом пространстве. Затем сформулируйте вопрос к этому субъекту/объекту и...
Иногда во взаимоотношениях людей случаются конфликты. И в этом нет ничего плохого. Ведь если правильно относиться к нему и по-мудрому из него выходить, то конфликт становится всего лишь одним из этапов познания другого человека. Он становится знакомством с Миром через этого человека. Конфликт — это всегда взаимодействие двух внутренних диалогов. Вот вам небольшой пример. Жена с внутренним диалогом «Я должна, Ты хочешь» думает: «Я должна приготовить ужин и убраться в квартире. Муж придет с работы уставший и голодный». Муж же с позиций «Я хочу, Ты должен» думает: «Я много работаю, хочу прийти домой, поесть и лечь отдохнуть. Жена должна была приготовить ужин». И какое-то время всё нормально: диалоги мужа и жены сходятся, как паззл. Но вот в какой-то период времени жена начинает сильно уставать: детей нужно вести в садик, сама ходит на работу, а на приготовить-убрать уже тех времени и сил не хватает. И ее позиции меняются: «Я сильно устаю, хочу отдохнуть! Я работаю и занимаюсь детьми, муж мог бы мне и помочь!». То есть ее диалог становится «Я хочу, Ты должен». Муж же по старой привычке ждёт вкусных ужинов и порядка в доме. Один раз пришел домой, а на ужин — «свари пельмени», второй раз пришел, а вместо ужина — «пожарь себе яичницу». Тут и назревает конфликт! Муж хмурится и раздражается, что дома нет вкусной еды, жена обижается, что он ей не помогает и не видит, что она тоже устает. Конечно, выход один: им нужно сесть и все обговорить, прийти к пониманию друг друга. Быть может, они договорятся, и будут готовить по очереди. Или муж будет забирать детей из сада, а жена в это...
В ноябре прошлого года случилось важное событие! Федеральная служба по интеллектуальной собственности (РОСПАТЕНТ) признала наш логотип товарным знаком! И вот, наконец, мы получили документ, это подтверждающий! Но кто- нибудь задумывался над тем, что означает этот наш логотип: силуэт человека в коконе? Этот человеческий силуэт у многих ассоциируется с леонардовским человеком, вписанным в круг и квадрат. А маленькое пятнышко на его фоне многим кажется символом «открытого сердца». А еще человек на нашем рисунке стоит к зрителям спиной — об этом многие даже не догадываются. Итак, обо всем по порядку! ☝ ️Формально, граница кокона отделяет человека как часть Мира от остального Мира, который находится вокруг, и простирается в бесконечность (на неё в эмблеме «намекает» градация серого цвета к периферии). ☝️ Границы кокона соответствуют раздвинутым в стороны ногам и рукам, поэтому, и в переносном и в прямом смысле, можно утверждать, что Мир находится на кончиках пальцев человека. ☝️Пятно в середине (немного кверху) на фоне человека — это «точка сборки» (Мира), то небольшое «окно», через которое происходит восприятие Мира и его интерпретирование. Положение «точки сборки» эволюционизирует с изменениями в характере людей и человечества. Сегодняшнее его положение — сзади за правой лопаткой на расстоянии вытянутой руки (именно поэтому человек на эмблеме изображен сзади). Положение «точки сборки» определяет фиксацию внимания человека. Есть мнения, что в древние и средние века «точка сборки» людей находилась гораздо ниже, поэтому мир воспринимался более мистически, а сейчас сдвиг ее кверху привел к более интеллектуальному восприятию. ☝️ Размеры «точки сборки» — не более 5% площади поверхности кокона, а у большинства людей не более 1-2%. Это то «окно», через которое мы впускаем Мир в свое восприятие. Поэтому,...
Где вы сейчас находитесь? Ваше физическое тело находится в каком-то помещении, или в транспорте, или на улице. Но где пребывают ваши мысли, ваше сознание? А часто ли вообще ваше сознание находится там же, где и тело? Чтобы эффективно действовать в окружающем мире (в реальности), человек должен, прежде всего, быть там, где он действует. Если из-за напряженной мыслительной деятельности человек не замечает многих деталей окружающей обстановки или искажает их, его способность БЫТЬ там, где он находится, нарушается. А это чревато нарушением контакта с реальным миром и, следовательно, рано или поздно приводит к проблемам и болезням. Речь идёт не о том, чтобы не думать вообще, а о том, чтобы думать быстро, эффективно и при этом не застревать в своих мыслях. Иметь способность в любой момент времени переключить свое внимание с мыслей на окружающую ситуацию. Одним из важнейших признаков здоровья человека является его способность управлять своим вниманием: направлять его в прошлое, когда нужно проанализировать произошедшие события. Направлять его в будущее при построении планов. И, конечно же, возвращать его в настоящее — быть здесь и сейчас. Это и есть БЫТЬ. Если мы сделали для себя какие-то мысли более важными, чем действительность, мы теряем свою...
Предновогодние настроения в социальных сетях разделились: кто-то с радостью демонстриует фото с ёлками, гирляндами и подарками, а кто-то постит себе мемасики с фразами «Повесил гирлянду, а новогоднего настроения всё нет». Очевидно, что вторая категория людей застряла в меланхолическом типе диалога, где преобладает позиция «Я минус», и тут уже можно диагностировать депрессию… Да что это мы ударились в теорию и сухие рассуждения? Впереди ведь праздник — Новый год! И когда-то (ещё не так давно!) почти все верили, что трудности и проблемы останутся в старом году, а Новый год подарит новые надежды и мечты! Что же с нами стало сейчас? Почти поголовно наблюдаются пессимистические ожидания: «Каких «сюрпизов» нам ждать от 2025го года? Чем дальше — тем хуже!». Нет, друзья, так не пойдёт! Такие умонастроения — лишь показатель того, что человек не способен адаптироваться к трудностям! Иными словами — он нездоров! Так вот, мы вам желаем в Новом 2025 году здоровья, здоровья и ещё раз здоровья! Чтобы все трудности превратились в ступеньки собственного развития, ведущие вверх, к важным трансформациям. Чтобы неурядицы вдруг стали интересными поворотами жизненного сюжета. И если вдруг на жизненном пути случится буря или ураган, желаем, чтобы вы были способны просто отдаться этой стихии. А когда всё утихнет, вдруг с удивлением обнаружили, что впереди открылись новые горизонты! Ведь на самом деле так оно и есть! Желаем вам новогоднего настроения, и не только в Новый год! А если вдруг с настроением станет туго, то помните, что мы всегда рады помочь! С Новым годом,...
Когда мы работаем с образами прошлого техниками интегралки, то встречаем три варианта способности человека вспоминать прошлое. Первый вариант — «НЕ МОГУ ВСПОМНИТЬ». Человек пытается войти в образ прошлого, но не может. Или воспоминания смутные, не от первого лица, то есть вытесненные. Человек не уверен: всё происходило именно так или как-то иначе? Или же он умом помнит, как именно разворачивались события, а вспомнить свои эмоции и ощущения не способен. По такому принципу работает формирование любого порочного круга дурных привычек и зависимостей. Например, переедание. Когда человек голоден, он с жадностью набрасывается на еду. Сначала он получает удовольствие, но в какой-то момент переедание приводит к болезненным ощущениям в животе. Он начинает ругать себя за то, что опять переел. Получается, что человек не хочет быть лицом к лицу с такой реальностью. В результате он может войти в состояние прострации, сонливости, в котором ощущения притупляются — так неприятные ощущения вытесняются в бессознательную часть памяти. Именно поэтому, когда ситуация повторяется, человек наступает на те же грабли! В момент голода он забывает про вероятность болезненных ощущений от переедания и поэтому не может вовремя остановиться. Такие же порочные круги могут формироваться в употреблении алкоголя и наркотиков, в игромании, в зависимости от секса и т.д. То есть ЧЕЛОВЕК НЕ УЧИТСЯ НА СВОИХ ОШИБКАХ, ПОТОМУ ЧТО В НУЖНЫЙ МОМЕНТ НЕ ПОМНИТ БОЛЕЗНЕННЫЙ ОПЫТ, КОТОРЫЙ ЭТИ ОШИБКИ ЕМУ ДОСТАВИЛИ В ПРОШЛОМ. В таких образах человек чаще всего не может вспоминать ситуации «срывов» от первого лица, чаще он помнит их со второй позиции, то есть диссоциируется от болезненных ощущений и эмоций. Второй вариант — «НЕ МОГУ ЗАБЫТЬ». Тут все наоборот по сравнению с предыдущим примером. Человек буквально...
В предыдущем посте мы рассказали об интегральной технике «Перепросмотр» и о её эффективности при работе с психотравмой. Сегодня мы опишем пример работы «Перепросмотром» с ПТСР (посттравматическим стрессовым расстройством) из нашей практики. Обычно при слове «психотравма» представляется, что человек пережил что-то ужасное: насилие, аварию, внезапную потерю родного человека и т.п. Но на самом деле психотравма может сформироваться на фоне невыясненных отношений с близким человеком! Всё, как всегда, зависит от индивидуальных особенностей пациента. В данном случае у пациентки развилось «посттравматическое стрессовое расстройство» (это когда тяжелая травматическая реакция развивается уже после самого события). В момент обращения к интегральному психологу пациентке было 35 лет. Жаловалась она на хроническую усталость, тревожность, нарушения сна, трудности в отношениях с мужем, а также на чувство, что она не может полноценно управлять своей жизнью. Также были жалобы на внезапно накатывающую грусть и слезливость, агрессию к окружающим и сильное чувство вины. При опросе пациентка рассказала, что год назад ее супруг уехал в командировку на 3 месяца, пообещал заработать много денег и вернуться. Регион его отъезда является не самым спокойным в стране, поэтому нахождение супруга там вызывало у пациентки сильное беспокойство. Спустя месяц после отъезда, во время общения по телефону, муж предложил ей переехать к нему и сказал, что работа затягивается. Он попросил ее уладить все дела и собираться, ждать от него команды, когда отправляться в путь. Пациентка на тот момент имела свое дело, но ей пришлось отказаться от арендуемого кабинета, уплатив неустойку, попрощаться с клиентами, из-за чего она осталась без собственного заработка. Тем временем муж все не звал ее к себе, а деньги заканчивались. Они созванивались, общались, но она не говорила мужу, что закончились деньги,...
Помните, мы рассказывали вам о том, что наши студенты публикуют статьи в научных журналах? Сегодня делимся постом, написанным на основе статьи нашей студентки второго курса Ксении Жолобовой в соавторстве с Михаилом Кокориным и Виталием Южаковым. Один из мощнейших инструментов интегральной психологии и психотерапии при работе с психотравмами — это техника «Перепросмотр». Напомним, что, согласно теории интегральной психологии и психотерапии, личность человека — дуальна. Любой момент жизни мы можем переживать как от первого, так и от второго лица. Восприятие от первого лица — это опыт «изнутри». А от второго лица — это позиция «снаружи», когда сознание разотождествляется с телом и его ощущениями и дает интерпретацию и внешнюю оценку происходящего. Когда человек переживает сильный стресс, происходит защитная реакция психики: человеческое сознание, чтобы не испытывать сильную физическую или душевную боль, «переключается» во вторую позицию. В этот момент человек, теряя способность переживать события от первого лица, вместе с этим теряет целостность восприятия своего опыта, осознанность по отношению к нему. Так и происходит «застревание в прошлом» — формируется психологическая травма. Наша задача — вернуть человеку способность пережить тот травматичный опыт прошлого от первого лица и тем самым вывести это событие на осознанный уровень. Интегральная техника «Перепросмотр» позволяет сделать это: пациент многократно вспоминает травматичное событие прошлого, раз за разом впуская в свое сознание все больше информации о воспоминании. Так постепенно восстанавливается целостная картинка прошлого. В финале работы «Перепростром» пациент способен полностью пережить травматичный опыт прошлого как от второго, так и от первого лица. И это неизменно сопровождается эффектом принятия произошедшего: пациент начинает относиться к произошедшему, как к чему-то незначительному. В большинстве случаев для достижения результата пациенту требуется 10 раз и более «перепросмотреть»...