- Что представляет собой Интегральная Психология и Психотерапия?
Изначально данное направление существовало как некая идея создать в психологии и психотерапии и, вообще в духовных практиках, некое объединяющее, интегрирующее учение, которое было бы просто для понимания и в то же время содержало бы в себе все необходимое для того, чтобы решать задачи, как, например, улучшения здоровья, так и задачи восстановления утраченных способностей, развития неразвитых способностей. И, также, решать задачи самопознания. Все это приобрело некий бренд, который называется сегодня «Институт Интегральной Психологии и Психотерапии». Существует также школа с одноименным названием, которая кратко называется, школа «2х2». Она создана для обучения нашим методикам для практического использования в повседневной жизни, для улучшения своего здоровья, для разрешения проблем, работы по исцелению, то есть работы с психосоматическими болезнями.
- Какие проблемы здоровья удается решать?
Этот вопрос упирается в понимание болезни и проблемы, откуда они вообще берутся. Если его понимать через призму нашей теории образов, то, тогда любая проблема или любая болезнь объясняется очень просто.
Существует у нас такая теория или объяснение, что мы живем все в реальном мире, но, в то же время живем в мире своих представлений об этом мире. Смотрим вокруг и видим реальный мир, но, через призму своего представления о нем. Это означает, что мы живем еще и в своем воображении, информацию, которая приходит от окружающего мира, переводим на свой язык. Поэтому каждый человек – это, по сути, тоже мир, неповторимый, уникальный. И, когда люди друг с другом разговаривают, то, фактически получается, что у одного свой внутренний мир, у другого – свой внутренний мир. Получается, что ни один из них не воспринимает этот мир безупречно, беспристрастно, объективно. Каждый воспринимает один и тот же мир по-своему. И, поэтому, когда люди разговаривают, вроде бы, на одном языке, все же, возможно, слова, которые произносит один, понимаются каждым по-разному. Это означает, что каждый имеет свой образ мира, свой образ самого себя. И, поэтому, все проблемы и болезни связаны с тем образом в котором человек живет. Потому что, если бы у нас была полная гармония, полное внутреннее равновесие, целостность, можно еще наш термин употребить – интегральность, то, у человека было бы некое целостное восприятие себя и окружающего мира. То, тогда мы меньше бы болели.Поскольку у нас есть разделенность, которая существует внутри нашего мира, то мы ведем какую-то борьбу сами с собой. Также и окружающий мир мы воспринимаем воинственно: с чем-то боремся, а что-то наоборот, принимаем. Вот и возникает разделенность как внутри себя так и во взаимоотношениях с окружающим миром. Все это и является причиной тех проблем и тех болезней, которыми мы болеем.
- Почему «интегральная»?
Термин наиболее полно отражает:
— историческую преемственность (с традиционным, в том числе древним натурфилософским учением о стихиях-натурах-темпераментах, описываемом историками медицины как индийско-персидско-таджикско-греческая модель)
— транскультуральность (даже без опоры на натурфилософию современная антропология, медицина и психология часто интуитивно используют ту же двухфакторную модель (направления личности по Д.Кейрси, основные позиции-предикаты личности по Э.Берну, типы межличностных отношений по Т.Лири, варианты социально-психологической дезадаптации по Л.Н.Собчик, базисные измерения личности по Г.Айзенку, уровни корково-подкорковых структур по П.В.Симонову, типы высшей нервной деятельности по И.П.Павлову, типы ВНД по А.Г.Иванову-Смоленскому, типы темпреаментов по Н.И.Красногорскому, соматотипологическая конституциональная схема Зерсена, 3-я схема В.В.Бунака, 4 механизма возникновения невроза по Ф.Перлзу, 4 типа репрезентатиыных систем в НЛП, 4 способа зарабатывать по Киосаки, темпераменты по И.Канту, темпераменты по В. Вудту, темпераменты по Э. Кречмеру, конституциональные типы по А.С. Винрениусу, А.А. Богомольцу, Конраду, Кнуссману, Сиго, Шайю, Мак-Олифу, Ростану, и т.д.)
— междисциплинарность,
— психосоматические взаимосвязи,
— холистическую направленность (целостное понимание человека и природы). .
- Почему психология и психотерапия?
Потому что теория и практика.
- Почему институт?
- Почему не в ОППЛ?
- С кем общаемся и сотрудничаем?
с НИИ В.М. Бехтерева (проф. Л.И. Вассерман, Санкт-Петербург), с Международной академией психологических наук (президент, академик В.В.Козлов), с Международным институтом интегративной психологии (МИИП, г. Ярославль).
- Приоритеты в деятельности?
ИЗОБРЕТАЕМ ВЕЛОСИПЕД — в век высоких технологий, общества потребления, мы видим потребность людей в экологичной и простой психотерапии, доступной в повседневном использовании «для бытовых целей».
«Интегралке» проще и быстрее научиться, она как «средство передвижения» предполагает, что человек сам «крутит педали», не зависит от внешних «энергетических источников». При этом «интегралка» является техническим средством, то есть позволяет двигаться в самопознании и решении проблем быстрее, чем «пешком», используя свою жизненную силу и энергию. То есть «интегралка» экологична и автономна. (В то же время она сохраняет связь с наукой).
- Можно ли научить интегральной психотерапии за 1-2 года? Кем являются выпускники ИИПП?
Мы не выпускаем лицензированных психологов с государственным дипломом. Этим занимаются высшие учебные заведения. Наш уровень — это уровень ТЕХНИКУМА (колледжа).
Никто не подвергал и не подвергает сомнению, что выпускник 9 класса за 3-4 года, а выпускник 11-го класса за 2 года может обучиться в колледже и стать мастером на производстве. Направленность обучения в колледже (ранее техникуме) по сравнению с ВУЗами — больше практики, меньше теории. По аналогии мы готовим «технарей», людей, которым в первую очередь интересна не научная теоретическая составляющая, а практическое применение знаний. Поэтому за 1-2 года научиться использовать наш «велосипед» можно! (для людей, желающих получить более высокую квалификацию, — мы предоставляем возможность обучения и аттестации в МИИП, г. Ярославль).
- Чем может быть полезна людям ИПП?
Владение методиками «интегралки» позволяет меньше болеть, быстрее излечиваться, меньше застревать в проблемах, быстрее их решать, иметь простые инструменты самопознания и самопомощи, помогать родным, близким и нуждающимся.
- Могут ли выпускники ИИПП работать психологами?
Называться психологами и работать в государственных учреждениях выпускники ИИПП не могут (если, конечно у них нет базового психологического образования). Заниматься психологической помощью с людьми они могут, поскольку навыки для этого они имеют (см выше о «техникуме»), и занятие психологической помощью в РФ пока не лицензируется.
- И все -таки направление? Метод? Или просто практическая школа популярной психологии?
И все-таки направление и метод, хотя научная составляющая (написание статей, монографий) в нашей деятельности пока отстает, но монографии пишутся, исследования проводятся, диссертации защищаются, выход в научную среду с презентацией направления и метода планируется.