Подписаться на рассылку

Супервизия техникой «перепросмотр»

Психолог — тоже человек. Он испытывает эмоции, реагирует на других людей и имеет «за плечами» комплект детских травм и усвоенных сценариев поведения. Любой психолог прежде, чем начать свою профессиональную деятельность, сам проходит курс психотерапии и прорабатывает свои комплексы и травмы. Но это всё равно не отменяет того факта, что он остаётся живым человеком, со своим темпераментом и «слепыми зонами».    Иногда в работе с пациентом что-то может триггерить психолога: вызывать злость, раздражение, которые не должен испытывать профессионал. Либо психолог может бессознательно «вступить в игру», которую навяжет ему пациент. В этом случае возможно только два варианта: либо прощаться с этим пациентом и прекращать с ним психотерапевтическую работу, либо самому обратиться к психологу, чтобы осознать, что именно вызывает те или иные реакции.   Супервизия перепросмотром — это идеальный вариант для любого психолога (как интегрального, так и того, который не знаком с интегральной психологией и психотерапией) разобраться с собой и своими «трудными пациентами». Если факультативы, описанные нами в предыдущей статье — это про экспертную сторону профессонализма психолога, то супервизия перепросмотром — это про личностную сторону психолога. Она поможет осознать тайные, скрытые намерения пациента, с которыми он ходит к вам на психотерапию. Осознать, какие образы, сценарии запускаются в вас во время работы с пациентом и разотождествиться с ними. Также супервизия перепросмотром поможет психологу понять то, как он ведёт консультацию: на что реагирует, во что вовлекается, в какие детские состояния его «выкидывает».   Для того, чтобы психотерапевтическая работа была плодотворной, эффективной, психолог должен оставаться беспристрастным, невовлеченным. И это не про чёрствость: хороший психолог  — это чуткий, тонко чувствующий специалист. Если вы замечаете за собой какие-то нежелательные реакции во время психотерапевтической работы с пациентом, пишите...

Факультативы

Психолог — это профессия необычайно интересная, ответственная и вместе с тем сложная. Ведь работает он с тем, что ни пощупать, ни потрогать нельзя: с человеческой психикой. Но, к счастью, её вполне можно измерить. Например, с помощью Интегрального Теста Личности (сокращенно — ИТЛ). ИТЛ долго, скрупулёзно разрабатывался нашими преподавателями с Михаилом Кокориным во главе, апробировался, оттачивался, шлифовался. Пока не обрёл нынешнюю, наиболее совершенную форму.    Выпускники второго курса знают, что ИТЛ — очень полезный инструмент на начальном этапе работы с пациентом. Нашим тестом пользуются, в том числе руководители и кадровики разных компаний при приёме на работу. Если, например, важен уровень ответственности работника, то смотрят на шкалу меланхолического темперамента и не берут на работу того человека, у которого эта шкала снижена. А если нужно оценить руководящие способности, то тут показательна шкала холерического темперамента.    ИТЛ помогает определить уровень депрессии или мании, паранойи или апатии. А можно узнать уровень тревожности и способности расслабляться и отдыхать.    Психолог-интегральщик при взгляде на результаты ИТЛ уже понимает, какие есть перекосы в темпераментах у пациента, в каком возрасте скорее всего были проблемы: в грудном, в детском, в подростковом или юношеском. И исходя из этих выводов он намечает, в какую сторону нужно двигаться в психотерапевтической работе. Но чтобы достичь такого профессионального уровня, нужно практиковаться, практиковаться и ещё раз практиковаться! Именно для этого мы решили организовать факультативы для наших выпускников!    На этих факультативах будет очень много практики: разборы вариаций ИТЛ, а также консультации по поводу сложных случаев из практики.   Если вы — профессиональный психолог, но не обучались «интегралке», эти факультативы будут полезны и вам! Ведь на них вы сможете расширить свои профессиональные рамки,  посмотреть на проблемы...

Одержимость мечтой

Однажды китайскому императору приснился удивительный сон: будто живёт он в прекрасном золотом дворце и спит на роскошной золотой кровати. Дворец тот находится в удивительной бухте и окружен невиданной красоты садом. Проснулся император и уже не смог успокоиться: так впечатлил его этот сон! Императору захотелось во что бы то ни стало найти этот роскошный дворец. Он отправил своих гонцов во все концы света, чтобы они отыскали эту удивительную бухту с дворцом и садом. Много лет гонцы странствовали по всему миру, но так и не нашли того роскошного дворца из императорского сна.    И тогда император решил: раз этого дворца не существует на белом свете, он сам построит его и воплотит свою заветную мечту. Нанял император тысячи рабочих. Много лет трудились эти рабочие и, наконец, вырыли бухту, вырастили сад, построили золотой дворец и поставили в нём кровать из настоящего золота.    «Столько лет я ждал этого,  и вот моя мечта сбылась!» — подумал император, лёг на роскошную золотую кровать и… умер.   Как вы думаете, о чём эта притча? Кому-то может показаться, что мораль этой притчи — «стремиться к мечте — вредно». Однако всё гораздо глубже и сложнее. Вредно не стремление к мечте, а одержимость ею. Недавно на странице одного современного философа мне попалась фраза: «В человеческой душе заложены две силы: действенная и созерцательная. Первая двигает тебя вперёд, но к цели приведёт вторая».   Наша созерцательная сила — это способность находиться в «здесь и сейчас». Это навык не-делания. И это не про лень! Это про способность БЫТЬ. Если человек постоянно находится в гонке по осуществлению планов — это ненормально. Такое состояние неминуемо приведёт к болезням и другим проблемам. Строить планы, ставить...

Рассуждения про зависимость

Сегодня в рубрике «Студенческое научное общество» очень личные размышления студентки второго курса Жолобовой Ксении. «Я тут рассуждаю про зависимость. Это потеря свободы. Если мы зависим от человека, рядом с ним мы теряем волю. Мы становимся его рабом. Ну а как же зависимость от привычек или веществ, или своего желания нравиться? Это все та же зависимость.  Свобода выбора исчезает, и остается лишь один вариант поведения. Зависимость от воздуха, еды, воды несет нам жизнь, но если в меру. А если сверх нее, то это иная история. Здесь важно понимать этот переход, где у меня пропадает свобода и нет никакого выбора. Может, поесть, а может — не поесть. Или состояние, когда тело есть не может, а удовлетворения все нет. Или про эмоции. Мы в плену эмоций: кричим, понимаем, что сейчас разрушим отношения, что голова уже болит, или будет болеть, а остановиться невозможно. Буду пытаться разбираться, о чем речь. Мне проще пропускать через себя. Вот есть я. И есть у меня особенность: моя зависимость. Но я же не всегда зависима. Есть моменты, когда я не ем 24 часа в сутки, не пью алкоголь, не добиваюсь внимания к себе сутки напролёт. Значит, важно какое-то стечение обстоятельств. Зависимость в какой-то момент помещает меня в плен. Момент, когда я не могу уже остановиться: пить, говорить чушь, давать советы, есть, агрессировать, обесценивать. Всё, я пленена своей зависимостью. Но что я получаю? Удовольствие! Состояние, где я соединяюсь с ощущениями, дающими счастье. — Если я кричу, то в этот момент я не сдерживаюсь. — Если я ублажаю другого, я соединяюсь с собственным образом, который максимально принят другим (привет родителям, одобряющим однобокое поведение). — Если я пью алкоголь, я разрываю...

Аллергия – психосоматический терапевтический случай

Часто бывает так, что какой-то симптом — это результат наслоения нескольких образов: похожих ситуаций или состояний, которые случались и с пациентом, и с его родственниками. Мы описали немало таких случаев, и сегодня расскажем вам об ещё одном. К психологу-интегральщику приходит Вера и жалуется на обострение аллергии, которое случается в деревне мужа: «Я каждое лето езжу в деревню, где живут родители мужа. Саша из-за работы чаще всего остаётся в городе, поэтому отправляет меня одну, чтобы я помогала там по хозяйству. И каждый раз у меня там обостряется аллергия».  Начинают разбираться с чувствами и мыслями, которые появляются в деревне, и оказывается, что Вера испытывает неловкость: «Я боюсь, что сделаю что-то не то или не так. Мне кажется, что я здесь лишняя, никому не нужна и только мешаю». Психолог просит Веру вспомнить момент из прошлого, где она испытывала такие же переживания, и перенестись в этот момент. Вера вспоминает: «Мне лет шесть. Я в комнате с мамой, отчимом и младшим братом, которому около года. Я случайно опрокинула бутылочку брата, которую мама готовила ему перед сном. И теперь она готовит новую бутылочку». «Что ты чувствуешь?» — спрашивает психолог. «Я чувствую и стыд за то, что сделала что-то не то, и одновременно какую-то обиду. Мне хочется провалиться сквозь землю, сбежать. Я чувствую себя неловкой и ненужной». Затем Вера перемещается в позицию матери: «Я начинаю думать, что Вера мне мешает. С маленьким ребёнком и так тяжело, а старшая добавляет проблем. Я думаю об этом, испытывая раздражение и злость на Веру, но потом мне становится стыдно за свои мысли». Потом образ сменяется. Вера начинает ощущать себя своей матерью в более молодом возрасте: «Мой муж, отец Веры, погиб....

Мы выступили на конгрессе в Самарканде!

Всё больше и больше людей узнаёт о методе интегральной психологии и психотерапии! И не только посредством социальных сетей и «сарафанного радио», но и в научных кругах! 15-16 марта Михаил Кокорин выступал на конгрессе в Самарканде, где представил доклад о теоретических основах интегральной психологии и психотерапии. Кроме того, наши статьи были опубликованы в сборнике «Методология современной психологии» Ярославского государственного университета, что указывает на интерес к нашему методу в научных кругах. Эти статьи: «Метод интегральной психологии и психотерапии» и «Четыре сценария» — под авторством Михаила Кокорина и Виталия Южакова, а также ссылку на сборник, мы прикрепляем, чтобы вы могли с ними ознакомиться. Очень радостно, что достижения «интегралки» становятся известными в научных кругах! Кто знает, быть может, через пять-десять лет о методе интегральной психологии и психотерапии будут читать студенты психологических факультетов в своих учебниках! Всё может...

Фильм «Пляж»

Попробуйте нарисовать в своём воображении тропический остров, отделённый от всего остального цивилизованного мира. Рядом — ласковое море, на берегу домик из бамбука. Вас окружают счастливые, беззаботные люди. С ними вы играете и поёте песни у костра по вечерам… Рай, не иначе! Однако к чему может привести такая «райская» жизнь? Возможно, кто-то из вас вспомнил фильм «Пляж» с Леонардо ДиКаприо в главной роли. И правильно, ведь речь пойдёт именно о нём.    Гедонизм как учение возник ещё в Древней Греции. Во все времена люди хотели жить наслаждаясь. Обрести рай при жизни – слишком заманчивое предложение. Вот и Ричард от такого отказываться не стал. Решил рискнуть и найти этот райский уголок, когда ему в руки попала карта с расположением таинственного острова, пляжа, где обитает община людей: счастливых, уединённых от всего остального мира. Но одному в далёкое и полное неизвестности путешествие отправляться боязно, поэтому Ричард уговаривает молодую пару влюблённых друг в друга французов (Этьена и Франсуазу) идти вместе с ним.    Конечно же, им удалось достичь острова, несмотря на всякие опасности и препятствия. Там они знакомятся с группой «местных жителей»: это коммуна, состоящая из людей, приехавших на остров с самых разных стран мира. Как эти люди нашли остров и почему решили остаться жить эдакими дикарями, история умалчивает. Во главе их коммуны стоит Сал (Тильда Суинтон) – очень властная, безжалостная женщина. По ходу фильма мы понимаем, что сохранить контроль над коммуной для Сал важнее жизней отдельно взятых её членов.    Очень показательным событием всей этой истории является несчастный случай со шведами. Во время ловли рыбы на мужчин нападает акула. В итоге один погибает сразу, а второй получает раны, мало совместимые с жизнью. Быть...

Инфантилизм из-за гиперконтроля

К нам на терапию иногда приходят пациенты с запросом о собственном инфантилизме и нежелании брать на себя ответственность за свою жизнь. Интегральный терапевт начинает работу, и чаще всего она приводит пациента в образы детства, где был гиперопекающий и контролирующий родитель.   Представим картину: мама не разрешает ребёнку ходить по лужам, ведь он промочит ноги и запачкает комбинезон! Запрещает лезть на высокую горку, потому что он может с неё упасть и удариться. Ему нельзя собирать с земли камни, потому что они грязные и на них микробы. А ещё нельзя ползать по глубоким сугробам, потому что в сапожки забьётся снег и ребёнок может простыть. В итоге ребёнок привыкает, что ему можно делать только то, что сказала мама, а это очень ограниченный список действий.   Мамина позиция усваивается и становится частью внутреннего диалога ребёнка. Но вот ребёнок растёт, становится подростком, а потом – юношей, и мама вдруг начинает возмущаться, что он не хочет убираться в своей комнате, не хочет хорошо учиться и вообще ни к чему не стремится. Но ведь в далёком детстве ему было запрещено помогать маме мыть полы и посуду, потому что повсюду остаются лужи и куча воды! Ему элементарно было запрещено познавать этот мир, потому что… потому что… — миллион «потому что»! Вот и формируется инфантильная позиция «Я», которая попросту привыкла, что за неё всё решают и всё делают.   Маленький ребёнок внутри себя ничем не ограничен. Он смело и с энтузиазмом познаёт окружающий его Мир: изучает его свойства, пробует его на вкус и, исходя из полученного опыта, делает свои выводы о тех или иных объектах и явлениях. Но некоторым мамам спокойнее и удобнее, чтобы ребёнок «сидел на попе...

Цифровые технологии: зло или благо?

Много лет назад мы мечтали, как с приходом интернета люди станут гораздо умнее и грамотнее: будут изучать иностранные языки, посещать электронные библиотеки, расширять свой кругозор и повышать квалификацию. Но что получилось в итоге? Интернет используется людьми для того, чтобы отправлять друг другу фото котиков.   Ну а если серьёзно: скажите, многие ли ваши друзья и знакомые читают электронные книги и изучают языки онлайн? А грамотность- то какая на просторах соц.сетей! Вроде бы, чего проще: ввёл в поисковике «как пишется «не глядя» — и в первой же строке тебе выпадет правило с примерами. Но — нет. Почему-то это не работает… Давайте разбираться, в чём причина и что с этим делать.    Мы живём с вами в уникальное время. Это время, когда мир меняется буквально на глазах. Компьютеры, смартфоны с каждым годом становятся всё мощнее. Виртуальные игры — всё красочнее и реалистичнее. Ещё совсем недавно очки виртуальной реальности были атрибутом фантастических фильмов о будущем. Теперь же их может приобрести любой желающий. Цифровые технологии с каждым годом всё сильнее и сильнее интегрируются в повседневную реальность. И мы уже не мыслим своей жизни без «Вконтакте» и «Ютуба». Тут-то нас и поджидает главная ловушка.   Все, наверное, сталкивались с проблемой семечек и попкорна: ты снова и снова тянешься за следующей порцией и не можешь остановиться… Так и с информацией: наш мозг готов поглощать её в огромных масштабах. Главное, чтобы информация была как можно проще и визуально «вкуснее». Информация — это как жвачка для нашего мозга. Сытости не приносит, но сам процесс жевания доставляет примитивное удовольствие.   Такое «неправильное питание» может привести к печальным последствиям: бессоннице, неврозам и другим проблемам со здоровьем. Красочные фотографии в...

Ты хороший или плохой?

Запрос мужчины: сильный контроль за другим людьми. Распространяется на бизнес, когда видит, что работники делают не так, как он себе в голове рисует. Обострённое чувство гнева, желания ругаться, обзываться. В груди в этот момент все сжимается и расширяется по очереди. И последующее чувство вины, стыда за свое поведение. На лицо внутренний конфликт. — А в чем проблема?- спрашиваю я прямо — Ну, я же не такой, я хороший!   Эта простая фраза говорит о времени, когда мир делился на хороших и плохих. На добрых и злых. Я предположила, что нам надо работать с событиями 3-5 летнего возраста. Но сходу не нашли воспоминаний, связанных с такими противоречивыми чувствами, как желание доказать свою правоту, противостоять и острое чувство несправедливости.   Вдруг вспомнилось, что его противопоставляли старшей сестре, мол с ней уже все понятно, но ты не такой, ты хороший. Ожидание от мамы послушания, задача быть удобным сыном. И тут началась цепочка из воспоминаний. Первый образ: «Мне лет 12, родители оба в ночной смене. Сестре где-то 15 и она зовёт меня гулять с ее друзьями. Я соглашаюсь. А когда возвращаемся под утро, мать уже дома и ругает сестру, а меня нет. И вот тут двоякое чувство. С одной стороны, я думаю, она большая и потащила меня с собой. А с другой, ну, я же тоже пошел, почему только ее ругают.»   — Какие эмоции?   «Негодование, возмущение, несправедливость и наверное ещё страх перед мамой. Потому что она чуть что лупит.»   — А что в теле, какие ощущения?   «Сжимает и разжимает в груди»   — Это похоже на то о чем ты говорил вначале?   «Да! Страх сжимает, а несправедливость расширяет,...