Подписаться на рассылку

2 июля в Москве на Борисовских прудах прошел тренинг по правополушарному рисованию

2 июля в Москве на Борисовских прудах прошел тренинг по правополушарному рисованию. Вёл его Михаил Кокорин. Встреча была прекрасной, душевной, наполненной приятным общением и творчеством! Компания собралась замечательная: были и взрослые, и дети. Рисовали в беседке прямо на свежем воздухе, под пение птиц и шум деревьев.   Тренинг стартовал в 17 часов. Суть правополушарного рисования — отключить своё «рацио», довериться руке, кисти, вдохновению. И чтобы достичь этого состояния, в начале тренинга выполнялись специальные упражнения. После упражнений участники смешивали краски. К созданию картин приступили примерно около 18 часов.    Темп был невероятно быстрый! За 3,5 часа работы было выполнено 8 маленьких картин и 3 больших! В числе больших картин получились восхитительные пейзажи: зимний, весенний (ручей) и летний (море с волнами). Осенний пейзаж, к сожалению, создать уже не успели, потому что стало смеркаться. Но и 11 картин, согласитесь, это немало!   Как же приятно отвлечься от ежедневных дел, планов, таймингов и погрузиться в чистое творчество! Все участники тренинга получили настоящее наслаждение. Следующий тренинг по правополушарному рисованию пройдет в Москве 30 июля. Так что спешите записаться и почувствовать себя настоящим...

Обучение Северному массажу претерпело некоторые изменения

Друзья! Спешим сообщить, что наши курсы по обучению Северному массажу претерпели некоторые изменения! Теперь обучение состоит из 10 модулей по 5 часов. Стоимость каждого — всего 5000 рублей!   Почему же мы решили трансформировать привычный интенсив по «Северным мануальным практикам»? Ответ прост — чтобы этот курс стал доступен не только для профессиональных массажистов, но и для людей:   — которые не имеют медицинского образования; — которые не обучались на других курсах какого-либо вида массажа; — которые не собираются работать массажистами и зарабатывать этой профессией.   Что даёт вам овладение навыками Северного массажа:   * вы сможете делать северный народный массаж себе и своим близким; * вы получите возможность возродить традиции народного северного массажа и передать их своим детям; * вы получите возможность обеспечивать профилактику своих болезней и не доводить состояние своего здоровья (и здоровья своих близких) до критического; * вы будете уметь оказывать первую массажную помощь сразу же после начала обострения болезни или травм, чем поспособствуете значительному сокращению периода выздоровления и реабилитации; * вы научитесь отличать качественные медицинские услуги (в том числе массаж) от медицинских вмешательств, которые могут привести к осложнениям и усугублению симптомов болезни.   Как теперь построено обучение на курсе народного Северного массажа: вы проходите все 10 модулей за 5 месяцев. При этом содержание каждого модуля расширяется и углубляется, заканчивается зачётом и домашним заданием, которое будет необходимо сделать к началу следующего модуля. По прохождении всех модулей и сдачи квалификационного экзамена выпускник получает Свидетельство о прохождении курсов и Диплом дополнительного профессионального образования государственного образца, дающий новую квалификацию и право работать по специальности «Бытовые косметические услуги» (КОСМЕТИК).   Курс стал шире, глубже, подробнее, что непременно ведёт к укреплению получаемых...

Финансовый тупик, безысходность и разочарование

К психологу-интегральщику приходит молодой мужчина с жалобой на ощущение финансового тупика, безысходности и разочарования: «Я пашу на трёх работах, но деньги словно утекают сквозь пальцы. Сколько бы ни работал, денег будто нет. Нет сил и желания вообще работать. Ощущение, что ничего не поменяется». Состояние мужчины усугублялось ещё и тем, что, по его словам, «жене все мало»: «Всё время недовольна, и ей всё мало! А меня кто спросит, чего хочу я? Мои желания никому не интересны!».   Психолог начинает работать техникой «внутренний диалог»: предлагает пациенту пересесть на стул напротив и «посмотреть на себя со стороны». Поначалу мужчина относится к себе первому как бы с претензией: «Ты — женатый человек с детьми! На тебе ответственность!». Но это обвинение быстро переходит в подбадривание: «Держись, мужик! Ты ведь справлялся как-то!». Пациент возвращается на первый стул, где у него усиливается ощущение безвыходности: «Ведь я сам это выбрал. Значит, нужно терпеть и делать. Только непонятно — зачем? Все впустую. Чувствую опустошение и бессмысленность собственных действий».   Психолог быстро понимает, что, хоть запрос и касается финансов, но причина проблемы кроется в отношениях. Поэтому работа переключается на диалог с женой.    Мужчина представляет в пространстве свою жену: «Я хочу быть с ней и детьми. Но в то же время хочу забыться, пропадать на работе, чтобы жена не пилила. Чувствую и любовь, и отчаяние, и обиду». Тут выясняется, что пациент реагирует не только на требования жены зарабатывать больше, но и на её попытку навязать ему ответственность за ЕЁ ЧУВСТВА И СОСТОЯНИЯ. С позиции жены звучат слова: «Я сижу с детьми в четырёх стенах! Мне грустно и тяжело! Ты должен понять меня и помочь!». Со своей же, первой, позиции...

Как вернуть себе реальность

Задумывались ли вы: когда в настоящем испытываете, например, чувство вины (может быть, другое чувство), то на какой возраст вы себя ощущаете?  Очень вероятно, что, прочувствовав свое состояние, можно заметить изменение в ощущении своего возраста. Разрыв с физиологическим возрастом может быть кардинальный. В другой раз приведу пример такого случая, а здесь хочу просто пообщаться с вами на эту тему. Про что это искажение фактической реальности? А про то, что это когда-то с вами уже было и чувства вины могло бы и не быть, если бы вы не ЗАСТРЯЛИ в ОБРАЗЕ.   Можете поисследовать любые ваши эмоции и реакции тела в какой-то ситуации. С чем связана ваша реальность кроме настоящего в этот момент, если осознать, какие ощущения, чувства и эмоции в данный момент испытываете? Как они ощущаются в теле? Что хочется в этот момент? А как вы реагируете на себя, если смотрите со стороны? Тут можно задать много вопросов, и все они — своего рода ориентиры, ведущие в связь с образом. Интересная задачка даже для самопознания, но непростая, ведь чувства и эмоции настолько могут захлёстывать, что в осознанность без «проводника» (психолога) не зайти. Хотя это так же тренируется и именно в психотерапевтическом процессе: способность не «качаться» наобум туда, куда «ветер дунет», а осознавать все влияющие факторы в моменте и иметь ВЫБОР — погружаться в эту реактивность и аффект или нет. Ведь часто одно только осознание связи своей реакции с чем-то из прошлого уже разряжает силу аффекта в настоящем, не говоря уже о возможности вообще ВЫЙТИ ИЗ ОБРАЗА и ощутить себя в большей связи с настоящим.   Образы бывают разные, но в целом делятся на те, что «привет из ПРОШЛОГО» и те,...

По-мужски

Так называется фильм Максима Кулагина с Антоном Лапенко в главной роли. На первый взгляд, это фильм о сложности понимания мужской роли в современном обществе, поднимающий вопросы: каким должен быть современный мужчина, что означает настоящая мужественность? Психологи толпами анализируют сюжет и поведение героев, выносят свои вердикты. Очевидно, что гопники вряд ли участвуют в дискуссиях и высказывают свою точку зрения. А зря! Кстати, она могла бы быть достаточно близкой к истине. Но в основном высказываются «культурные» люди, такие же, как главный герой фильма Глеб. И большинство из них делает вывод о том, что Глеб не смог совладать со своей агрессией. И ему никто (в том числе властная и эгоистичная жена) не помог с нею разобраться. В результате агрессия вырвалась наружу и Глеб, потеряв контроль над нею, убил ненавистного гопника.   Большинство критиков, в том числе психологи, утверждают, что агрессию породила конфликтная ситуация столкновения с соседом-гопником, в которой Глеб повел себя внешне сдержанно и из-за этого впал в недовольство собой. Нам же очевидно, что конфликт был изначально в личности героя. А ситуация лишь высветила его, поставила перед героем задачу его разрешения. Справился ли он с этой задачей? Нашел ли он правильное решение? Финал фильма показывает, что НЕТ.   В свете теории интегральной психологии и психотерапии в личности Глеба доминирует внутренний диалог «Я- — ТЫ-». Это диалог, в котором человек отождествляет себя с позицией меланхолика «Я – не ОК», конкретнее – с позицией труса. А второй (внешний) полюс его же внутреннего диалога — «ТЫ НЕ ОК». Позиция, с которой он сам себя презирает за свою же трусость.  То есть он и чувствует себя изнутри трусливым ничтожеством, слабаком, не мужчиной, и одновременно сам себя...

Супервизия техникой «перепросмотр»

Психолог — тоже человек. Он испытывает эмоции, реагирует на других людей и имеет «за плечами» комплект детских травм и усвоенных сценариев поведения. Любой психолог прежде, чем начать свою профессиональную деятельность, сам проходит курс психотерапии и прорабатывает свои комплексы и травмы. Но это всё равно не отменяет того факта, что он остаётся живым человеком, со своим темпераментом и «слепыми зонами».    Иногда в работе с пациентом что-то может триггерить психолога: вызывать злость, раздражение, которые не должен испытывать профессионал. Либо психолог может бессознательно «вступить в игру», которую навяжет ему пациент. В этом случае возможно только два варианта: либо прощаться с этим пациентом и прекращать с ним психотерапевтическую работу, либо самому обратиться к психологу, чтобы осознать, что именно вызывает те или иные реакции.   Супервизия перепросмотром — это идеальный вариант для любого психолога (как интегрального, так и того, который не знаком с интегральной психологией и психотерапией) разобраться с собой и своими «трудными пациентами». Если факультативы, описанные нами в предыдущей статье — это про экспертную сторону профессонализма психолога, то супервизия перепросмотром — это про личностную сторону психолога. Она поможет осознать тайные, скрытые намерения пациента, с которыми он ходит к вам на психотерапию. Осознать, какие образы, сценарии запускаются в вас во время работы с пациентом и разотождествиться с ними. Также супервизия перепросмотром поможет психологу понять то, как он ведёт консультацию: на что реагирует, во что вовлекается, в какие детские состояния его «выкидывает».   Для того, чтобы психотерапевтическая работа была плодотворной, эффективной, психолог должен оставаться беспристрастным, невовлеченным. И это не про чёрствость: хороший психолог  — это чуткий, тонко чувствующий специалист. Если вы замечаете за собой какие-то нежелательные реакции во время психотерапевтической работы с пациентом, пишите...

Факультативы

Психолог — это профессия необычайно интересная, ответственная и вместе с тем сложная. Ведь работает он с тем, что ни пощупать, ни потрогать нельзя: с человеческой психикой. Но, к счастью, её вполне можно измерить. Например, с помощью Интегрального Теста Личности (сокращенно — ИТЛ). ИТЛ долго, скрупулёзно разрабатывался нашими преподавателями с Михаилом Кокориным во главе, апробировался, оттачивался, шлифовался. Пока не обрёл нынешнюю, наиболее совершенную форму.    Выпускники второго курса знают, что ИТЛ — очень полезный инструмент на начальном этапе работы с пациентом. Нашим тестом пользуются, в том числе руководители и кадровики разных компаний при приёме на работу. Если, например, важен уровень ответственности работника, то смотрят на шкалу меланхолического темперамента и не берут на работу того человека, у которого эта шкала снижена. А если нужно оценить руководящие способности, то тут показательна шкала холерического темперамента.    ИТЛ помогает определить уровень депрессии или мании, паранойи или апатии. А можно узнать уровень тревожности и способности расслабляться и отдыхать.    Психолог-интегральщик при взгляде на результаты ИТЛ уже понимает, какие есть перекосы в темпераментах у пациента, в каком возрасте скорее всего были проблемы: в грудном, в детском, в подростковом или юношеском. И исходя из этих выводов он намечает, в какую сторону нужно двигаться в психотерапевтической работе. Но чтобы достичь такого профессионального уровня, нужно практиковаться, практиковаться и ещё раз практиковаться! Именно для этого мы решили организовать факультативы для наших выпускников!    На этих факультативах будет очень много практики: разборы вариаций ИТЛ, а также консультации по поводу сложных случаев из практики.   Если вы — профессиональный психолог, но не обучались «интегралке», эти факультативы будут полезны и вам! Ведь на них вы сможете расширить свои профессиональные рамки,  посмотреть на проблемы...

Одержимость мечтой

Однажды китайскому императору приснился удивительный сон: будто живёт он в прекрасном золотом дворце и спит на роскошной золотой кровати. Дворец тот находится в удивительной бухте и окружен невиданной красоты садом. Проснулся император и уже не смог успокоиться: так впечатлил его этот сон! Императору захотелось во что бы то ни стало найти этот роскошный дворец. Он отправил своих гонцов во все концы света, чтобы они отыскали эту удивительную бухту с дворцом и садом. Много лет гонцы странствовали по всему миру, но так и не нашли того роскошного дворца из императорского сна.    И тогда император решил: раз этого дворца не существует на белом свете, он сам построит его и воплотит свою заветную мечту. Нанял император тысячи рабочих. Много лет трудились эти рабочие и, наконец, вырыли бухту, вырастили сад, построили золотой дворец и поставили в нём кровать из настоящего золота.    «Столько лет я ждал этого,  и вот моя мечта сбылась!» — подумал император, лёг на роскошную золотую кровать и… умер.   Как вы думаете, о чём эта притча? Кому-то может показаться, что мораль этой притчи — «стремиться к мечте — вредно». Однако всё гораздо глубже и сложнее. Вредно не стремление к мечте, а одержимость ею. Недавно на странице одного современного философа мне попалась фраза: «В человеческой душе заложены две силы: действенная и созерцательная. Первая двигает тебя вперёд, но к цели приведёт вторая».   Наша созерцательная сила — это способность находиться в «здесь и сейчас». Это навык не-делания. И это не про лень! Это про способность БЫТЬ. Если человек постоянно находится в гонке по осуществлению планов — это ненормально. Такое состояние неминуемо приведёт к болезням и другим проблемам. Строить планы, ставить...

Рассуждения про зависимость

Сегодня в рубрике «Студенческое научное общество» очень личные размышления студентки второго курса Жолобовой Ксении. «Я тут рассуждаю про зависимость. Это потеря свободы. Если мы зависим от человека, рядом с ним мы теряем волю. Мы становимся его рабом. Ну а как же зависимость от привычек или веществ, или своего желания нравиться? Это все та же зависимость.  Свобода выбора исчезает, и остается лишь один вариант поведения. Зависимость от воздуха, еды, воды несет нам жизнь, но если в меру. А если сверх нее, то это иная история. Здесь важно понимать этот переход, где у меня пропадает свобода и нет никакого выбора. Может, поесть, а может — не поесть. Или состояние, когда тело есть не может, а удовлетворения все нет. Или про эмоции. Мы в плену эмоций: кричим, понимаем, что сейчас разрушим отношения, что голова уже болит, или будет болеть, а остановиться невозможно. Буду пытаться разбираться, о чем речь. Мне проще пропускать через себя. Вот есть я. И есть у меня особенность: моя зависимость. Но я же не всегда зависима. Есть моменты, когда я не ем 24 часа в сутки, не пью алкоголь, не добиваюсь внимания к себе сутки напролёт. Значит, важно какое-то стечение обстоятельств. Зависимость в какой-то момент помещает меня в плен. Момент, когда я не могу уже остановиться: пить, говорить чушь, давать советы, есть, агрессировать, обесценивать. Всё, я пленена своей зависимостью. Но что я получаю? Удовольствие! Состояние, где я соединяюсь с ощущениями, дающими счастье. — Если я кричу, то в этот момент я не сдерживаюсь. — Если я ублажаю другого, я соединяюсь с собственным образом, который максимально принят другим (привет родителям, одобряющим однобокое поведение). — Если я пью алкоголь, я разрываю...

Аллергия – психосоматический терапевтический случай

Часто бывает так, что какой-то симптом — это результат наслоения нескольких образов: похожих ситуаций или состояний, которые случались и с пациентом, и с его родственниками. Мы описали немало таких случаев, и сегодня расскажем вам об ещё одном. К психологу-интегральщику приходит Вера и жалуется на обострение аллергии, которое случается в деревне мужа: «Я каждое лето езжу в деревню, где живут родители мужа. Саша из-за работы чаще всего остаётся в городе, поэтому отправляет меня одну, чтобы я помогала там по хозяйству. И каждый раз у меня там обостряется аллергия».  Начинают разбираться с чувствами и мыслями, которые появляются в деревне, и оказывается, что Вера испытывает неловкость: «Я боюсь, что сделаю что-то не то или не так. Мне кажется, что я здесь лишняя, никому не нужна и только мешаю». Психолог просит Веру вспомнить момент из прошлого, где она испытывала такие же переживания, и перенестись в этот момент. Вера вспоминает: «Мне лет шесть. Я в комнате с мамой, отчимом и младшим братом, которому около года. Я случайно опрокинула бутылочку брата, которую мама готовила ему перед сном. И теперь она готовит новую бутылочку». «Что ты чувствуешь?» — спрашивает психолог. «Я чувствую и стыд за то, что сделала что-то не то, и одновременно какую-то обиду. Мне хочется провалиться сквозь землю, сбежать. Я чувствую себя неловкой и ненужной». Затем Вера перемещается в позицию матери: «Я начинаю думать, что Вера мне мешает. С маленьким ребёнком и так тяжело, а старшая добавляет проблем. Я думаю об этом, испытывая раздражение и злость на Веру, но потом мне становится стыдно за свои мысли». Потом образ сменяется. Вера начинает ощущать себя своей матерью в более молодом возрасте: «Мой муж, отец Веры, погиб....