Подписаться на рассылку

Фильм «Пляж»

Попробуйте нарисовать в своём воображении тропический остров, отделённый от всего остального цивилизованного мира. Рядом — ласковое море, на берегу домик из бамбука. Вас окружают счастливые, беззаботные люди. С ними вы играете и поёте песни у костра по вечерам… Рай, не иначе! Однако к чему может привести такая «райская» жизнь? Возможно, кто-то из вас вспомнил фильм «Пляж» с Леонардо ДиКаприо в главной роли. И правильно, ведь речь пойдёт именно о нём.    Гедонизм как учение возник ещё в Древней Греции. Во все времена люди хотели жить наслаждаясь. Обрести рай при жизни – слишком заманчивое предложение. Вот и Ричард от такого отказываться не стал. Решил рискнуть и найти этот райский уголок, когда ему в руки попала карта с расположением таинственного острова, пляжа, где обитает община людей: счастливых, уединённых от всего остального мира. Но одному в далёкое и полное неизвестности путешествие отправляться боязно, поэтому Ричард уговаривает молодую пару влюблённых друг в друга французов (Этьена и Франсуазу) идти вместе с ним.    Конечно же, им удалось достичь острова, несмотря на всякие опасности и препятствия. Там они знакомятся с группой «местных жителей»: это коммуна, состоящая из людей, приехавших на остров с самых разных стран мира. Как эти люди нашли остров и почему решили остаться жить эдакими дикарями, история умалчивает. Во главе их коммуны стоит Сал (Тильда Суинтон) – очень властная, безжалостная женщина. По ходу фильма мы понимаем, что сохранить контроль над коммуной для Сал важнее жизней отдельно взятых её членов.    Очень показательным событием всей этой истории является несчастный случай со шведами. Во время ловли рыбы на мужчин нападает акула. В итоге один погибает сразу, а второй получает раны, мало совместимые с жизнью. Быть...

Инфантилизм из-за гиперконтроля

К нам на терапию иногда приходят пациенты с запросом о собственном инфантилизме и нежелании брать на себя ответственность за свою жизнь. Интегральный терапевт начинает работу, и чаще всего она приводит пациента в образы детства, где был гиперопекающий и контролирующий родитель.   Представим картину: мама не разрешает ребёнку ходить по лужам, ведь он промочит ноги и запачкает комбинезон! Запрещает лезть на высокую горку, потому что он может с неё упасть и удариться. Ему нельзя собирать с земли камни, потому что они грязные и на них микробы. А ещё нельзя ползать по глубоким сугробам, потому что в сапожки забьётся снег и ребёнок может простыть. В итоге ребёнок привыкает, что ему можно делать только то, что сказала мама, а это очень ограниченный список действий.   Мамина позиция усваивается и становится частью внутреннего диалога ребёнка. Но вот ребёнок растёт, становится подростком, а потом – юношей, и мама вдруг начинает возмущаться, что он не хочет убираться в своей комнате, не хочет хорошо учиться и вообще ни к чему не стремится. Но ведь в далёком детстве ему было запрещено помогать маме мыть полы и посуду, потому что повсюду остаются лужи и куча воды! Ему элементарно было запрещено познавать этот мир, потому что… потому что… — миллион «потому что»! Вот и формируется инфантильная позиция «Я», которая попросту привыкла, что за неё всё решают и всё делают.   Маленький ребёнок внутри себя ничем не ограничен. Он смело и с энтузиазмом познаёт окружающий его Мир: изучает его свойства, пробует его на вкус и, исходя из полученного опыта, делает свои выводы о тех или иных объектах и явлениях. Но некоторым мамам спокойнее и удобнее, чтобы ребёнок «сидел на попе...

Цифровые технологии: зло или благо?

Много лет назад мы мечтали, как с приходом интернета люди станут гораздо умнее и грамотнее: будут изучать иностранные языки, посещать электронные библиотеки, расширять свой кругозор и повышать квалификацию. Но что получилось в итоге? Интернет используется людьми для того, чтобы отправлять друг другу фото котиков.   Ну а если серьёзно: скажите, многие ли ваши друзья и знакомые читают электронные книги и изучают языки онлайн? А грамотность- то какая на просторах соц.сетей! Вроде бы, чего проще: ввёл в поисковике «как пишется «не глядя» — и в первой же строке тебе выпадет правило с примерами. Но — нет. Почему-то это не работает… Давайте разбираться, в чём причина и что с этим делать.    Мы живём с вами в уникальное время. Это время, когда мир меняется буквально на глазах. Компьютеры, смартфоны с каждым годом становятся всё мощнее. Виртуальные игры — всё красочнее и реалистичнее. Ещё совсем недавно очки виртуальной реальности были атрибутом фантастических фильмов о будущем. Теперь же их может приобрести любой желающий. Цифровые технологии с каждым годом всё сильнее и сильнее интегрируются в повседневную реальность. И мы уже не мыслим своей жизни без «Вконтакте» и «Ютуба». Тут-то нас и поджидает главная ловушка.   Все, наверное, сталкивались с проблемой семечек и попкорна: ты снова и снова тянешься за следующей порцией и не можешь остановиться… Так и с информацией: наш мозг готов поглощать её в огромных масштабах. Главное, чтобы информация была как можно проще и визуально «вкуснее». Информация — это как жвачка для нашего мозга. Сытости не приносит, но сам процесс жевания доставляет примитивное удовольствие.   Такое «неправильное питание» может привести к печальным последствиям: бессоннице, неврозам и другим проблемам со здоровьем. Красочные фотографии в...

Ты хороший или плохой?

Запрос мужчины: сильный контроль за другим людьми. Распространяется на бизнес, когда видит, что работники делают не так, как он себе в голове рисует. Обострённое чувство гнева, желания ругаться, обзываться. В груди в этот момент все сжимается и расширяется по очереди. И последующее чувство вины, стыда за свое поведение. На лицо внутренний конфликт. — А в чем проблема?- спрашиваю я прямо — Ну, я же не такой, я хороший!   Эта простая фраза говорит о времени, когда мир делился на хороших и плохих. На добрых и злых. Я предположила, что нам надо работать с событиями 3-5 летнего возраста. Но сходу не нашли воспоминаний, связанных с такими противоречивыми чувствами, как желание доказать свою правоту, противостоять и острое чувство несправедливости.   Вдруг вспомнилось, что его противопоставляли старшей сестре, мол с ней уже все понятно, но ты не такой, ты хороший. Ожидание от мамы послушания, задача быть удобным сыном. И тут началась цепочка из воспоминаний. Первый образ: «Мне лет 12, родители оба в ночной смене. Сестре где-то 15 и она зовёт меня гулять с ее друзьями. Я соглашаюсь. А когда возвращаемся под утро, мать уже дома и ругает сестру, а меня нет. И вот тут двоякое чувство. С одной стороны, я думаю, она большая и потащила меня с собой. А с другой, ну, я же тоже пошел, почему только ее ругают.»   — Какие эмоции?   «Негодование, возмущение, несправедливость и наверное ещё страх перед мамой. Потому что она чуть что лупит.»   — А что в теле, какие ощущения?   «Сжимает и разжимает в груди»   — Это похоже на то о чем ты говорил вначале?   «Да! Страх сжимает, а несправедливость расширяет,...

Терапевтический случай – какая-то “не такая» (часть 2)

Нужно было выяснить, что за чувства стояли в том эпизоде прошлого, где Лена вдруг стала думать про учительницу рисования, что та — дура. Это было непросто: — Лена, какая эмоция стоит за мыслью, что учительница — дура? Какие ощущения в теле ты чувствуешь?   — Я не знаю, какая эмоция… Мне просто пришла в голову эта мысль. Сначала как будто начало гореть в животе. А потом, когда эта мысль возникла, всё внутри сжалось от страха, что я плохая.    Но наконец, Лена поняла, что это — злость. Лена разозлилась на свою учительницу за то, что та, как ей показалось, несправедливо занизила ей оценку. Но почему же эта злость оказалась подавленной, неосознаваемой? Лена с чуткой помощью психолога углубилась в ещё более ранние воспоминания:   — Мне лет 5. Мама говорит, чтобы я бросала свои игрушки и поскорее одевалась на улицу. Я начинаю злиться, ведь у меня очень интересная игра, которую я не могу бросить сию же секунду! И тут мама хватает меня за руку, сжимает мой подбородок, глядит мне прямо в глаза и строгим, стальным голосом говорит так, что внутри всё сжимается: «НЕ СМЕЙ. ЗЛИТЬСЯ. НА МЕНЯ. Если ещё хоть раз будешь на меня злиться, тебе не поздоровится».    Получается, что Лена в далёком детстве сама себе запретила злиться, ведь если проявлять злость, то «не поздоровится». И в дальнейшем это, конечно же, стало вызывать проблемы. Неосознанная, моментально вытесненная в бессознательное злость на учительницу рисования обозначила своё существование одной лишь только мыслью «она дура». А эта мысль уже запустила действие меланхолического внутреннего диалога: «Я плохая, раз мне приходят в голову такие мысли». Но так как злость пыталась найти хоть какой-то выход...

Терапевтический случай – какая-то «не такая» (часть 1)

Жизнь в социуме накладывает на нас определенные ограничения в выражении своих эмоций. Выплёскивать раздражение, ярость, гнев в обществе как-то не принято, да и порой чревато нежелательными последствиями. А у некоторых людей эти «негативные» эмоции настолько сильно подавляются, уходят в бессознательное, что их «владельцы» даже сами не понимают, какие именно эмоции они испытывают. Именно так и происходило с Еленой до тех пор, пока она не обратилась к интегральному психологу.   Лена пришла к психологу с таким запросом:  -В общении с некоторыми людьми я начинаю чувствовать себя как-то очень глупо. Особенно сильно это ощущается на работе при общении с несколькими моими коллегами. В их присутствии я чувствую себя неловко. Какой-то странной, не такой.   Психолог помог Лене выйти на особенно запоминающиеся моменты, связанные с одной из таких коллег. Оказалось, что эта коллега довольно часто и необоснованно критиковала ленину работу. Психолог задал вопрос:  — Что ты чувствуешь, когда она «учит» тебя, как работать? На что Лена ответила:  — Я начинаю чувствовать себя какой-то не такой, странной. Хотя прекрасно понимаю, что она не права и что свою работу я выполняю правильно. — Сейчас вернись в тот момент прошлого, когда ты почувствовала себя «какой-то не такой» впервые.   На это понадобилось довольно много времени. Но в конце концов Лена вспомнила: — Мне было где-то 7-8 лет. Я шла из художественной школы, и мне в голову почему-то пришла мысль, что моя учительница по рисованию дура. Я так испугалась этой мысли! Стала думать, что я плохая, нехорошая, раз так думаю про свою учительницу. Но как будто из-за этого страха эта мысль стала повторяться в моей голове снова и снова. Она стала сводить меня с ума. Тогда...

Фильм «Прерванная жизнь»

Наверное, каждому человеку хоть раз в жизни казалось, что он сходит с ума. А каждый ли думал о суициде? Сюзанне, главной героине фильма «Прерванная жизнь», кажется, что все хоть раз в жизни обдумывали способ, как покончить с жизнью.   У юной девушки по имени Сюзанна тяжёлая депрессия. Имела место попытка суицида, которую она не хочет признавать: она говорит, что выпила пачку аспирина потому, что очень болела голова. А разрезала руки за тем, чтобы найти в них свои кости, ведь в какой-то момент ей показалось, что кости пропали из её тела. Родители ради «блага» дочери решают поместить её в психиатрическую лечебницу.    В  первой половине фильма много флэшбэков, благодаря которым мы узнаём подробности из жизни Сюзанны: как она была обделена родительской любовью, как переспала (судя по всему, без особого желания) с женатым мужчиной, ровесником своего отца, чему сама не рада. Как встретила парня, открылась ему, сказав, что постоянно думает о суициде, а он воспринял её слова несерьезно, попытался сказать, что это всё ерунда, чем очень задел девушку. На сеансе психотерапии у доктора Уик Сюзанна говорит: «Я не понимаю, почему я нахожусь в лечебнице». И на вопрос доктора: «Ты хочешь домой?» — Сюзанна отвечает: » Дома то же самое».   В психиатрической лечебнице Сюзанна знакомится с девушками, у которых самые разные диагнозы: у Джорджины, соседки Сюзанны, необоснованные речевые высказывания (она патологическая лгунья), у Дейзи расстройство пищевого поведения. Но самая неординарная и яркая из всех пациенток — это социопатка Лиса (её играет Анжелина Джоли, и с этой ролью актриса справилась бесподобно). Лиса очень дерзкая, говорит всю правду в лоб, постоянно всех провоцирует и периодически сбегает из лечебницы. Но спустя две недели после...

Терапевтический случай «Трудности взаимодействия с людьми»

К интегральному психологу обратилась девушка лет 30-ти с жалобой на трудности взаимодействия с людьми:  — Я постоянно чувствую, что отличаюсь от других людей. Я — другая, и в обществе ощущаю себя особняком.    Психолог стал задавать вопросы девушке: уточнил, при каких обстоятельствах она так себя чувствует и как давно с ней это состояние.   Девушка поделилась:  — Сколько себя помню. Сложно вспомнить, когда такого не было. В университете, в школе так себя чувствовала — везде, где есть другие люди. Есть они, и есть я.  — Это ощущается спокойно или скорее негативно?  — Раньше казалось, что не очень плохо, а сейчас, вспоминая это ощущение себя в разное время, чувствую сильный дискомфорт. Это какой-то давящий на меня фон. Я не такая, как они, и от этого хочется плакать.  — С кем-то связано это ощущение?  — Я могу вспомнить многих людей, которые были мной недовольны. Учителя, семья: бабушка, тётя… Но все они как-то далеко. Или я от них далеко. Мне будто не зайти в общество, где они все. Я плохая.    Вдруг пациентка начала плакать от неожиданно всплывшей фигуры мамы, которая оказалась слишком близко по сравнению со всеми, кого она вспоминала до этого:  — Мама кричала, злилась и плакала: «Все дети как дети, а у меня!». Она очень часто произносила эту фразу, злилась из-за того, что я не соответствую образу хорошей девочки.  Психолог предложил девушке представить, как будто это происходит здесь и сейчас: как мама кричит и ругается на неё.  — Что ты чувствуешь, когда мама так кричит на тебя?  — Мне обидно, я плачу из-за того, что расстроила маму. Не вижу никакой возможности получить от мамы хоть каплю одобрения, и от...

Лечебное голодание, как метод депривации

Во всех мировых религиях присутствует метод депривации. Для начала давайте разберёмся: что же это за метод такой? Депривация — это частичное или полное лишение возможности удовлетворять основные потребности: психофизиологические либо социальные. Теперь вернёмся к мировым религиям. Христианские и мусульманские посты, целибат в буддизме и индуизме, обеты молчания, безбрачия, отшельничество — это всё методы депривации. Но зачем они были придуманы? С целью укрепить дух и достичь духовной целостности. Поль Брэгг — удивительный человек, погиб в возрасте 95 лет во время занятия сёрфингом. Он всю жизнь занимался лечебным голоданием и написал по этой теме несколько книг, одна из которых называется «Нервная сила». Голодание, как и любой другой вид депривации, укрепляет силу воли и нервную систему, оздоравливает дух, приводит к состоянию психологического равновесия. Талантливейший советский врач, профессор медицины Юрий Николаев с помощью лечебного голодания успешно лечил больных шизофренией. Его книга «Голодание ради здоровья», вышедшая в 1973 году тиражом в 200 тысяч, была раскуплена моментально. Мы уже не раз рассказывали о том, как голодание оздоравливает физическое тело. Но оно оздоравливает и нашу психику! Исследования показывают, что у людей, прошедших лечебное голодание, повышается концентрация внимания, улучшается память и мышление, возрастает скорость реакции и расширяется воображение. Еще один важный аспект оздоровления психики — это процесс, когда наружу «всплывают» какие-то очень глубинные, застарелые образы. Порой мы живём в каком-то образе и даже не замечаем, что что-то не так: он «звучит» наподобие очень тихой фоновой музыки. Прислушайся — и не заметишь. Но тем временем он подспудно влияет на наше самочувствие, жизнь в целом: какой-то хронической болезнью, постоянной усталостью или натянутыми отношениями с близким человеком. Лечебное голодание выводит эти образы «наружу», обостряя их, выталкивая на поверхность застарелые, забытые,...

Дети алкоголиков

«Многие дети алкоголиков торгуются за свои права почти всю жизнь. С детства любить вопреки. И любить и ненавидеть. Бояться и искать признания. Подстраиваться под малейшие изменения настроения, предугадывать ход событий, искать свою безопасность. Прятать истинные чувства. В малом возрасте ребенок алкоголика страдает, видя упадок родителя. Того, кто должен создать безопасность, помочь обрести навыки для жизни. Такой семейный уклад вызывает отторжение реальности. Желание покрывать пьющего, оправдывать, скрывать синяки, надеяться, что исправится, бросит пить, и наконец-то выберет меня. Меня — своего ребенка, а не алкоголь. А асли родитель в своем алкоголизме винит ребенка? «Мама пьяная на кухне, кричит, что она все для нас, а мы… Наташа, а почему же мама обвиняет нас с сестрой?» — недоумевала на консультации женщина. А потом нашла ответ: «Так ведь не придётся отвечать за свои поступки. Так легче.» И ее заполнило отвращение к матери… И чувство собственной беспомощности перед мамой, будто стало меньше. «Иллюзорную маму победить невозможно! А настоящую побеждать нет необходимости.» «Как ты сказала, Наташ?» «Когда ты маму наделила таким всемогуществом, всевластием, как ее победить-то? А если переосмыслить восприятие — то ЧТО ты о ней думаешь НА САМОМ ДЕЛЕ — то и побеждать нет нужды. Ты просто честно проживёшь эмоции к ней. В этом нет борьбы.» «А как же быть с воспоминаниями, как мама пекла торт для меня и сшила платье?» «Горевать. Плакать, скучать, любить эти моменты. Ведь ты потеряла ту маму, это не так просто осознать, тем более принять. Вот мама есть, но это не та, что была.» Работа с созависимостью — не простой путь отделения от зависимого родителя. Но возможный. По кусочку возвращать...