Все тут и там твердят про осознанность: что нужно к ней стремиться, что нужно быть осознанным. Но что люди понимают под этим словом?
В современной психологии под осознанностью обычно подразумевается состояние человека, при котором он непрерывно отслеживает текущие переживания. То есть это то состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего.
А теперь давайте представим такого «осознанного» человека. Вот он вроде бы всегда находится в «здесь и сейчас». И, согласно определению выше, никак не анализирует события прошлого, не делает из них выводы. А кроме того, не строит планов на будущее, не ставит перед собой цели. Да что там! Даже предстоящий ужин не планирует! Такая себе осознанность получается, не так ли?
Конечно, мы привели немного утрированный пример. Но по-настоящему здоровый человек способен переключать своё внимание по всем направлениям: настоящее – прошлое – будущее – безвременье. Исходя из этого факта мы пониманием осознанность по-своему.
Итак, в интегральной психологии и психотерапии ОСОЗНАННОСТЬ – ЭТО СКОРОСТЬ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ. И чем больше эта скорость, тем выше осознанность человека. Это определение основано на конкретных научных фактах.
Движения наших глазных яблок напрямую связаны со скоростью мыслительного процесса. Глазные яблоки совершают мелкие дрожательные движения с высокой частотой. Это происходит даже во сне, в активной фазе. Есть лабораторные данные, по которым частота движений глазных яблок у больных людей на порядок ниже, чем у здоровых. А ни для кого не секрет, что больной человек рассеян, менее внимателен, скорость реакции у него снижена по сравнению с человеком здоровым.
Большинство ученых считают, что максимальная скорость частоты кадров, которую человек может заметить, не превышает 17-20 Гц. При этом они же считают, что самая высокая скорость переключения внимания — у геймеров, поэтому для них выпускаются игры с частотой кадров 120, 144, 240 Гц. Однако, некоторые исследования людей с очень острым (орлиным) зрением, например, аборигенов-индейцев Северной Америки, указывают на то, что у них частота вибраций глазных яблок достигает 600 в секунду.
Поскольку частота микродвижений глазных яблок может быть связана со скоростью переключения внимания человека и предполагает, что глазное яблоко фиксирует внимание, затем рассеивает его и затем снова фиксирует, то есть фиксация внимания не может быть непрерывной, можно предположить, что скорость переключения внимания напрямую связана с быстротой обработки информации нашим умом. А это означает, что люди, у которых дрожательные движения глазных яблок имеют большую частоту, должны быть более сообразительными, умными и осознанными.
Таким образом, на наше внимание и мышление влияет частота обновления экранов гаджетов. И, если она ниже, чем природная «норма», то есть 60-120 Гц, то это может приводить не только к ухудшению зрения, но и к цифровому слабоумию. Вот почему медитативное разглядывание объектов живой природы гораздо полезнее разглядывания самого красивого цифрового кино. Равно как и прослушивание аналоговых записей музыки или звуков живой природы гораздо полезнее цифровых аудиозаписей.
Если двигаться в наших рассуждениях дальше, то следует обратить внимание на исследования сверхвысокочастотной видеосъемки. Они чрезвычайно сложны, так как требуют достоверной видеофиксации светового сигнала каждого кадра, экспозиция (продолжительность) каждого из которых, равно как и промежутки между ними, составляют тысячные, а то и миллионные доли секунды. Так вот, по утверждению некоторых исследователей, объекты, которые пытаются снимать с такой сверхвысокой частотой кадров, в некоторых из них пропадают, что списывается на артефакты и погрешности при регистрации изображения. А что, если это правда? И мир вокруг нас не является непрерывным? Тогда В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ФИКСАЦИЕЙ НАШЕГО ВНИМАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОБЪЕКТАХ, В ОСТАЛЬНОЕ ВРЕМЯ МЫ ИХ ПРОСТО ДОДУМЫВАЕМ. Получается, что при очень маленькой осознанности, то есть скорости переключения внимания, мы живем не в «реальном мире», а в своих мыслях-образах по поводу себя и мира, то есть в своих интерпретациях.
Становится понятно, почему наиболее просветленные адепты на пути к Знанию обучали своих учеников способности управлять своим вниманием, «останавливать мир», «выйти из матрицы» общесоциального восприятия. Если вы хотите повысить свою скорость переключения внимания, если вам интересно освободить свое внимание от всего лишнего, улучшить свои адаптационные способности, стать здоровее и осознаннее, приглашаем вас в 49 учебную группу! Быть может, за грань Истины вы и не заглянете (хотя, кто знает!), но качество жизни улучшите точно!