«Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке.
Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил;
взрослый, не помня себя, убил.
У простодушного ребёнка выманили игрушку;
у взрослого — подпись на векселе.
Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет;
взрослый проиграл в карты все своё состояние.
Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств… »
Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил;
взрослый, не помня себя, убил.
У простодушного ребёнка выманили игрушку;
у взрослого — подпись на векселе.
Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет;
взрослый проиграл в карты все своё состояние.
Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств… »
«Без ясного, пережитого во всей полноте детства, искaлеченa жизнь человекa.»
«Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно.»
«Усилия взрослых направлены в сущности на то, чтобы сделать ребенка удобным для себя.»
«Детское «Дай», даже просто протянутая молча рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим «Нет», а от этих первых «Не дам, нельзя не разрешаю» зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы. «