Подписаться на рассылку

Инфантилизм из-за гиперконтроля

Инфантилизм из-за гиперконтроля

К нам на терапию иногда приходят пациенты с запросом о собственном инфантилизме и нежелании брать на себя ответственность за свою жизнь. Интегральный терапевт начинает работу, и чаще всего она приводит пациента в образы детства, где был гиперопекающий и контролирующий родитель.

 

Представим картину: мама не разрешает ребёнку ходить по лужам, ведь он промочит ноги и запачкает комбинезон! Запрещает лезть на высокую горку, потому что он может с неё упасть и удариться. Ему нельзя собирать с земли камни, потому что они грязные и на них микробы. А ещё нельзя ползать по глубоким сугробам, потому что в сапожки забьётся снег и ребёнок может простыть. В итоге ребёнок привыкает, что ему можно делать только то, что сказала мама, а это очень ограниченный список действий.

 

Мамина позиция усваивается и становится частью внутреннего диалога ребёнка. Но вот ребёнок растёт, становится подростком, а потом – юношей, и мама вдруг начинает возмущаться, что он не хочет убираться в своей комнате, не хочет хорошо учиться и вообще ни к чему не стремится. Но ведь в далёком детстве ему было запрещено помогать маме мыть полы и посуду, потому что повсюду остаются лужи и куча воды! Ему элементарно было запрещено познавать этот мир, потому что… потому что… — миллион «потому что»! Вот и формируется инфантильная позиция «Я», которая попросту привыкла, что за неё всё решают и всё делают.

 

Маленький ребёнок внутри себя ничем не ограничен. Он смело и с энтузиазмом познаёт окружающий его Мир: изучает его свойства, пробует его на вкус и, исходя из полученного опыта, делает свои выводы о тех или иных объектах и явлениях. Но некоторым мамам спокойнее и удобнее, чтобы ребёнок «сидел на попе ровно». 

 

На днях мне довелось услышать рассказ одной очень мудрой мамы. Она рассказала, как её трехлетняя дочка однажды категорически отказалась надевать шапку, куртку и штанишки перед выходом на улицу. Дело было зимой, но маму это не смутило. «Сапожки-то хоть наденешь?» — спросила она дочку. «Сапожки – ладно, надену,» — ответила девочка и пошла на улицу. На улице она пробыла от силы одну минуту, поняла, что одеться всё-таки стоит и вернулась домой за шапкой, курткой и штанишками.

 

Мама не стала кричать на дочку и силком одевать её в зимнюю одежду. Она дала ей возможность убедиться самой, что в одном домашнем платьице и сапогах выходить на улицу не стоит: можно сильно замёрзнуть. И такой подход в воспитании: позволять ребёнку отстаивать своё мнение, получать опыт и самому делать выводы – закладывает в человеке умения действовать и принимать решения.

 

Если вы наблюдаете за собой избегание в принятии решений, нежелание брать на себя ответственность и инфантилизм, приглашаем к нам в 48 группу на обучение интегральной психологии и психотерапии!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.