«Хочу понять своего ребенка-подростка». С таким запросом на консультацию к психологу приходит женщина. «Все мы проходили через этот возраст и помним, как было сложно. Но мне хочется искренне понять свою дочь, чтобы она перестала огрызаться на нас с мужем, стала рассказывать, что с ней происходит». Психолог говорит: «Для начала заметьте, как Вы насильно хотите поменять поведение своей дочери: «Я хочу, чтобы она перестала…». Одна из трех составляющих понимания — принятие того факта, что у каждого своя неповторимая реальность. Попытка повлиять на реальность другого — это насилие. Конечно же, дочь будет этому сопротивляться».
Далее он рассказывает о двух других условиях понимания: неформальное общение и искренний интерес к собеседнику — и предлагает клиентке: «Попробуйте представить где-то в пространстве свою дочь и задать ей вопрос». Женщина спрашивает: «Почему ты огрызаешься на нас с папой, не хочешь поговорить о своих проблемах спокойно?». Ответа, который сам собой должен возникнуть в голове спрашивающего, не последовало. Психолог обращает внимание, что женщина задала вопрос с обидой и попыткой принудить дочь к разговору. «Ответ должен быть искренним, без примесей негативных эмоций».
Женщина и дальше задает вопросы , но от попытки повлиять на дочь не так-то просто отказаться! В конце концов ей удается «разговорить» воображаемую дочь. Клиентка говорит: «Расскажи, пожалуйста, о том, что тебя волнует и заставляет нервничать. Мне очень хочется понять тебя». Дочка в голове клиентки отвечает, что у неё конфликт с одним из учителей. И что парень, который ей нравится, стал встречаться с её лучшей подругой. Мама, услышав такой ответ, спрашивает: «Почему ты не рассказывала об этом раньше?». На что дочь отвечает ей: «Я была уверена, что ты будешь ругать меня за конфликт с учителем, а о мальчиках ты всегда слушала вполуха, как о какой-то ерунде!».
По окончании техники психолог предлагает клиентке встретиться еще раз и проработать взаимоотношения с дочерью «внутренним диалогом». Женщина соглашается, что для гармонизации отношений необходима более глубокая работа.