Есть такая проблема в любой психологической помощи. Мы даем инструменты, обучаем ими пользоваться, интегралка дает свои инструменты, другое направление психологии — свои. Но как с любыми инструментами — эффективность их использования зависит от самого человека. Это простое правило никто не отменял. Можно дать человеку скрипку Страдивари, но он от этого не станет великим скрипачом. Можно дать ему прекрасно оборудованный автосервис, но от этого он не станет сразу же гениальным автослесарем. Можно дать ему замечательно оборудованную кухню, но от этого он не станет превосходным поваром. И можно дать ему хорошую систему психологических знаний и техник, но этого еще мало для того, чтобы стать выдающимся психотерапевтом или психологом! Во всех духовных школах есть такое правило — Учитель или Наставник, передав все, что он знал сам, отходит в сторону и оставляет Ученика наедине с собой. Даже если он видит, что последний не правильно трактует полученные знания, заблуждается в чем-то и спорит. Потому что пока Ученик не останется один, он не может полностью взять ответственность за себя и свою жизнь и за использование полученных знаний. У нас в интегралке все точно также как везде, — кто-то уже через 1,5-2 года обучения встает на ноги и далее идет сам, как наш товарищ и соратник. Иногда и в свою сторону. А кто-то все готовится и не может переступить этот барьер взрослости и ответственности. В первом случае, даже если это путь метаний и заблуждений, есть шанс, что человек сам набьет шишки, но будет жить творчески. Во втором случае этого никогда не наступит. Так же обстоит дело и при работе с пациентом. Психолог может иметь не исчерпаемый лимит психологической поддержки и бесконечную душевную щедрость, но его ответственность должна вовремя остановить его от роли самого понимающего и доброго родителя, всезнающего и мудрого учителя, этакого на все руки волшебника и деда Мороза, проницательного Доктора Хаоса и т.п. Он должен верить в человека, и поэтому должен верить в то, что любой способен все в своей жизни сделать сам!