Подписаться на рассылку

Слово пацана. Кровь на асфальте — 2 часть

Слово пацана. Кровь на асфальте — 2 часть

Итак, мы обсудили, что «пацанство» — это один из способов повзрослеть и вырасти из детсадовских отношений. Агрессивный бунт против родителей, учителей и различных государственных институтов (в виде политических общественных организаций: пионерии, комсомола, добровольных народных дружин — ДНД), и государственных структур, поддерживающих этот порядок (в виде милиции — «ментов»).

Но сериал не был бы настолько хорош, если бы он остановился только на идее «пацанства». К нашему удовольствию, авторы идут дальше: они показывают границы между отроческим (подростковым) и юношеским возрастом. Это еще одна жестокая граница для тех, кто хочет стать взрослее.

Мы уже писали в прошлой статье, что (по теории интегральной психологии и психотерапии) граница между отрочеством и юношеством проходит через половое созревание. В сериале мы видим для сравнения три пары главных героев: Вову-Адидаса, полюбившего Наташу, его младшего брата Марата, влюбившегося в Айгуль, и Андрея, напишем для разнообразия «втюрившегося» в сотрудника детской комнаты милиции Ирину.

Андрей, позже всех пришедший в «пацанство», бросивший ради него музыкальную школу, преодолевший страх перед болью, стремящийся перестать быть униженным — любит как подросток: обидчиво и конкурентно, гордо и мстительно. Зовет пацанов на помощь, когда надо отшить Ириного ухажера – музыканта. При этом, отпинав его с группой товарищей, бросает ему последнее слово: «Еще раз увижу тебя с нею – убью!». Прям как некрасовский «мужичок»: «в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах, а сам с ноготок…». Он любит и сестренку, и маму. Но с трудом осознает свою ответственность за ее сумасшествие. Поэтому между своими чувствами к близким и подростковым кодексом он выбирает «пацанство». Он еще не готов остаться один после того, как ощутил силу своей банды, силу «универсамовских»!

Совсем по-другому любит Вова-Адидас, прошедший Афган, заставивший младшего брата снять и выбросить символ иностранных врагов: кепку-сеточку — отлучивший от пацанов бывшего лидера «универсамовских» блатного Кощея, поддержавший пацанов в мести за убитого Ералаша. Он готов ради своей любви к Наташе отказаться от подростковой романтики, терпеть избиение и презрение конкурентов. Так же, как готов ради любви к младшему брату встать на колени перед лидером соседской группировки Желтым и просить у него прощения. И готов позволить брату избить себя, пытаясь донести до него свое еще смутное осознание: «Мы что-то не так делаем…». И готов даже умереть на перроне со счастливой улыбкой только потому, что Наташа не бросила его, а значит, она его любит.

Промежуточное положение между Андреем и Вовой занимает Марат. Он по возрасту младше своего брата Вовы, но психологически старше своего друга Андрея-Пальто. Влюбившись в Айгуль, он не знает, какие жестокие испытания его ждут. Он не хочет мириться с пацанскоим (казанским) законом, по которому изнасилованная девушка считается «грязной». Тем более, что эта девушка пострадала именно из-за него и других пацанов, которые не смогли защитить ее. Он борется за свою любовь.

Понимая, что уединение Айгуль равнозначно подтверждению ее позора, он уговаривает ее пойти с ним на дискотеку и делать вид, что ничего не произошло. Когда на глазах у него рушится идея благородства пацанского мира, честь любимой оказывается растоптанной, а сама она не выдерживает травли и кончает жизнь самоубийством, Марат делает свой выбор и расстается с пацанством. Может показаться, что это его отлучают от «универсамовских» за попытку продолжать отношения с «грязной» Айгуль. Но он не предает свою любимую и, оставшись один, предпринимает все усилия, чтобы отомстить ее насильнику. Для этого он не гнушается «связаться» с комсомольскими активистами. Он просто использует их для своей мести. Марат не так уж сопротивляется в драке с Андреем, который злится на него не за какое-то мнимое предательство, а за то, что потерял в его лице лучшего друга.

Так оказывается, что в сериале «Слово пацана» Марат становится самым взрослым из выживших героев. Он отрекается от пацанства и становится еще не взрослым, но уже и не подростком, а юношей. Юношество отличают способность иметь свое мнение и отстаивать его. Это первый опыт индивидуальности, то есть отделения от коллектива, стремление жить своим умом. Юноши не боятся одиночества, они целеустремлены и отличают свои собственные цели от чужих. Они могут идти наперекор толпе ради своих идей. И – да! Они идеалисты, для них важна цель. Замечательно, если эта цель – любовь, потому что ради любви они готовы меняться, становиться лучше.

Мы видим, как Вова-Адидас становится лучше, а что будет с Маратом? Каковы ваши прогнозы?
А еще интересен вопрос: есть ли в этом кино настоящие взрослые? Как вы думаете?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.