Подписаться на рассылку

Терапевтический случай – какая-то “не такая» (часть 2)

Терапевтический случай  – какая-то “не такая» (часть 2)

Нужно было выяснить, что за чувства стояли в том эпизоде прошлого, где Лена вдруг стала думать про учительницу рисования, что та — дура. Это было непросто:

— Лена, какая эмоция стоит за мыслью, что учительница — дура? Какие ощущения в теле ты чувствуешь?

 

— Я не знаю, какая эмоция… Мне просто пришла в голову эта мысль. Сначала как будто начало гореть в животе. А потом, когда эта мысль возникла, всё внутри сжалось от страха, что я плохая. 

 

Но наконец, Лена поняла, что это — злость. Лена разозлилась на свою учительницу за то, что та, как ей показалось, несправедливо занизила ей оценку. Но почему же эта злость оказалась подавленной, неосознаваемой? Лена с чуткой помощью психолога углубилась в ещё более ранние воспоминания:

 

— Мне лет 5. Мама говорит, чтобы я бросала свои игрушки и поскорее одевалась на улицу. Я начинаю злиться, ведь у меня очень интересная игра, которую я не могу бросить сию же секунду! И тут мама хватает меня за руку, сжимает мой подбородок, глядит мне прямо в глаза и строгим, стальным голосом говорит так, что внутри всё сжимается: «НЕ СМЕЙ. ЗЛИТЬСЯ. НА МЕНЯ. Если ещё хоть раз будешь на меня злиться, тебе не поздоровится». 

 

Получается, что Лена в далёком детстве сама себе запретила злиться, ведь если проявлять злость, то «не поздоровится». И в дальнейшем это, конечно же, стало вызывать проблемы. Неосознанная, моментально вытесненная в бессознательное злость на учительницу рисования обозначила своё существование одной лишь только мыслью «она дура». А эта мысль уже запустила действие меланхолического внутреннего диалога: «Я плохая, раз мне приходят в голову такие мысли». Но так как злость пыталась найти хоть какой-то выход наружу, мысль «она дура» превратилась в обсессию: повторялась в голове Лены снова и снова.

 

Ну а что же с настоящим положением вещей? Как все эти эпизоды из прошлого были связаны с лениной неловкостью при общении с коллегами? Всё очень просто. Лена злилась на некоторых своих коллег за их несправедливое к себе отношение. Но так как это чувство с малолетства было под запретом, то оно просто не проявлялось. Но зато ассоциативно вызывало другое чувство: ощущение неловкости, ощущение «я какая-то не такая». Так в ее бессознательном активизировался тот образ прошлого, где она запретила себе испытывать злость на учительницу, эта злость вылилась в обсессию (навязчивую, повторяющуюся мысль о том, что учительница дура). А уже обсессия, в свою очередь, вызывала отождествление с точкой зрения матери, которая считала, что Лена «ненормальная».

 

Лена с помощью техники «перепросмотр» проработала тот образ, где мама запретила ей злиться, и разотождествилась с ним. Спустя неделю после сеанса Лена рассказала, что стала отслеживать свои реакции злости на те или иные события, тех или иных людей. Она поделилась, что вышла в открытый конфликт с одной коллегой, с которой уже длительное время отношения были крайне натянутыми, и этот конфликт привел к прояснению отношений, и наступило примирение.

 

Как же сложно, на первый взгляд, устроена наша психика! Одна фраза, услышанная в далёком детстве, способна вызвать такую колоссальную цепочку реакций! Но в итоге всё можно привести к общему знаменателю. Именно это и помогает сделать интегральная психология и психотерапия. Если вы хотите освоить теорию и практику интегралки, приглашаем вас в 48 учебную группу.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.