Самое важное правило при восстановлении и развитии способности БЫТЬ — искать свои энергию, силу, внимание там, где мы их потеряли, а не там где легче, безопаснее, привычнее и удобнее.
Если вы шли ночью, пьяный, по темному, незнакомому лесу и случайно обронили какую-то часть себя, то бесполезно искать ее у себя в квартире, в холодильнике, в ванной, на диване или на телевизоре, даже если включить все лампочки на люстрах. Но ведь именно этим мы чаще всего и занимаемся.
Некоторые, особенно утомленные поисками граждане, начинают вообще сомневаться: «А был ли мальчик?». Другие, не желая показать, что сдаются, но, желая получить от видимости поисков максимальное удовольствие, восклицают: «Ищите женщину!». Третьи в поисках истины доводят себя до исступления раскопками собственной личности. Четвертые не устают поражать мир ежедневными сенсационными заявлениями типа «Нашел!», забывая на следующий день извиниться перед научной общественностью за очередную ошибку. А зачем? – Ведь диссертация уже защищена! Таким образом, поиски превращаются в спектакль, весь мир – в театр, а люди в нем – в актеров.
В действительности восстановить способность БЫТЬ не так сложно, как кажется. Потеря этой способности происходит в любой момент, когда мы не хотим смириться с действительностью и начинаем фантазировать, где бы хотели быть вместо того, где находимся сейчас. Если это происходит часто, мы теряем способность встать лицом к лицу с настоящим и перестаем отличать реальный мир от своего воображения, то есть теряем способность БЫТЬ.
Получается, что для ее восстановления нужно всего лишь научиться принимать себя и окружающий мир таким, какой он есть. Этот совет не нов, но беда в том, что мы уже не различаем, что есть настоящее, а что — придуманное. И чем больше думаем на эту тему, тем больше запутываемся. Однако выход есть, и искать его надо не в размышлениях по поводу своих мыслей, а в собственном жизненном опыте.
Дело в том, что каждый из нас когда-то умел жить в настоящем. Любой ребенок делает это, не задумываясь. Любой ребенок смотрит на мир удивленными глазами, потому что ему интересно все, что он видит, слышит, ощущает вокруг. Наказанный родителями ребенок, ковыряющий обои в углу; ребенок, четыре часа сидящий со своими корабликами в луже; ребенок, разглядывающий рисунок мороза на стекле; ребенок, изучающий букашку на травинке, — самый разный ребенок, которым был когда-то каждый из нас, умеет БЫТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.
Да, мы становимся взрослее, нам необходимо учиться выживать, заботиться о своем прошлом и будущем. Но это вовсе не означает, что мы должны разучиться быть детьми. Давайте вспомним, как сияли наши глаза в те времена, когда мы не считали минуты, и мама не могла нас дозваться с улицы домой; когда мы не мерзли в сорокоградусный мороз и не понимали, почему родители боятся, что мы заболеем; когда мы умели радоваться каждому мгновенью, но не стремились его сфотографировать! Это и есть то место и время, где мы можем найти бесценную силу своей жизни. Надо только вернуться туда, взять самое лучшее и постараться больше не терять его.
Михаил Кокорин