Подписаться на рассылку

Как улучшить память

Как улучшить память

Память для человека имеет огромное значение ведь это хранилище нашего опыта, а значит не только рутинных сведений, например на каком маршруте доехать до городской больницы, но всей нашей личной историей, а значит нашей собственной личности. Сохранить молодость, активность, эффективность своего мышления, продлить срок профессиональной деятельности, поможет тренировка памяти.

Вспомнить все

Существует научная теория, согласно которой человек помнит буквально все, с чем ему приходилось сталкиваться хотя бы однажды в жизни. Но большинство просто не осознает хранящегося в их психике объема информации. И это считается нормальным. Однако истории известны люди, обладающие феноменальной памятью. Повышенная способность запомнить и воспроизводить информацию называется гипермнезией. Нужно отметить, что для обладателей гипермнезии это в большей степени бич, чем дар. Известный российский  мнемонист Соломон Шерешевский признавался, что приходящие в голову воспоминания не могут ему позволить отвлечься и не дают уснуть. Он был способен запоминать множество букв, слов и цифр, совершенно несвязных между собой и воспроизводил их даже спустя годы в той же самой последовательности.
Когда Шерешевскому зачитывали материал для запоминания, он представлял улицу Горького, известную ему досконально. Он прогуливался в своем воображение по любимой улице и расставлял символы для запоминания по ходу. Букву «А» поставит у входа в бакалею, цифру «16» повесит на фонарный столб и так далее. А возвращаясь назад, он собирал эти цифры и воспроизводил на потеху публике. Интересно, как он забыл один символ однажды. Он долго ходил потом по улице Горького в своем уме, пока вдруг не догадался заглянуть в темную подворотню, где в тени он просто его не заметил. Пример Шерешевского подсказывает нам, как работает память.

Логика против воображения
Наша психика не является хранителем информации, просто слов, объектов, она хранит связи, на основе связей мы генерируем информацию. Но связи могут быть разными – логическими и ассоциативными. Поэтому все виды мнемотехник можно разделить на логические и ассоциативные.
Логическая память последовательна и отличается тем, что более сложную информацию кодирует более простой, эта память строится как нить жемчуга – на ниточку последовательно нанизывается одна часть информации, из которой вытекает следующая и так далее. Большинство взрослых запоминает информацию подобным образом, а это очень медленно и главное, если один элемент выпадет, то вспомнить последующие оказывается сложно.
Ассоциативная же память или образная память, отличается возможностью образовывать спонтанные связи, лишенные последовательности и часто совершенно иррациональные. Поэтому информация обрастает огромным количеством богатых, ярких и эмоциональных образов. Забыть один элемент такой картины не страшно, так как она сохраняет целостность – остаются другие детали, которые приведут к цели.

Мнемотехники
Сегодня придумано множество различных техник запоминания, называемые мнемотехниками или мнемониками.  Большинство из них основано на формирование ассоциаций с запоминаемой информацией. Одну из таких техник мы проиллюстрировали примером С. Шерешевского.
На самом деле не нужно изобретать «велосипед» и специально изучать мнемотехники необязательно. Помнить это естественно и свойственно каждому. Для этого достаточно:

  • Быть внимательным – сосредоточьтесь на информации, если вы будете находиться где-то далеко, то просто не услышите и не увидите, что вам нужно сейчас воспринять. Знайте – можно слушать, а можно слышать. Будьте активны по отношению к информации, она сама себя не запомнит.
  • Замечайте связи – если вы учите, например, конспект и сидите на кухне кто-то гремит кастрюлями и включен телевизор, это не помеха это ассоциации, соедините информацию с происходящим, прокрутите пару раз в голове связи.
  • Повторяйте – повторять необходимо для того, чтобы привлечь внимание к информации, но не перестарайтесь, можно переутомиться и вытеснить значимостью одной страницы конспекта, другую.
  • Больше эмоций – эмоции это мотиваторы, чем больше эмоций вызывает информация, тем она значимей и запоминание ее будет надежней, причем эмоции могут быть как отрицательный, так и положительные. Замечали, как помогало разозлиться перед экзаменом?
  • Тренируйтесь – как и любая способность, память тренируется, как мышца она увеличивается со временем, не ленитесь, в старости, внуки скажут вам спасибо. Но тренироваться никогда не поздно, используйте мнемотехники, учите стихи, повторяйте то, что услышали и видели, а главное интересуйтесь!

Следующий шаг
У любой информации есть множество различных сторон, но человек более чувствителен обычно только к некоторым из них. Для практики удобно выделить три основных вида памяти – двигательную, слуховую и зрительную.
Для первого типа удобно информацию при запоминании ассоциировать с движениями, тактильными ощущениями, пространством. Вы можете приготовить стикеры, разместить их на стенах в разных частях квартиры и, во время заучивания, подходить к необходимому. Когда вам понадобиться вспомнить заученное, представьте, как делаете движения связанные с ней — подходит к стикеру, держите его в руках, ощущаете другие предметы рядом.
Слуховая память характерна для многих людей. Если вы такой человек, то вам удобно записать информацию на диктофон и переслушивать ее, вместе с этим проводить ассоциации с мелодиями, шумами на улице и так далее. Вам может быть полезно придумывать рифмы или накладывать текст на мелодию и ее распевать.
Визуалам можно составлять яркие схемы. Не делайте их скучными и одноцветными, подчеркивайте разными цветами, делайте маленькие рисунки.  Но цвета и рисунки не должны быть случайными, а связи перепутанными. Представляйте. Привлекайте свое воображение, чем ярче и интересней образ удастся придумать, тем лучше будет запоминаться материал. Кстати рисовать схемы хорошо и для первого типа, так как задействует моторику рук.

Когда ничего не помогает
Но бывает так, что мнемотехники и длительная зубрежка не помогают. В таком случае стоит задуматься – нет ли в вашей психике опыта, который блокирует память?
У меня был случай, когда одна женщина во время консультации часто жаловалась на плохую память. Оказалось, что она, когда необходимо что-то вспомнить чувствует неловкость, тревогу и даже страх. Эти ощущения привели ее к ситуации в детстве, когда еще училась в школе, у нее был несправедливый преподаватель литературы, который всегда ставил ей плохие отметки. Она могла лучше всех рассказывать стихи, даже с выражением, но раз запнуться, и учитель все равно снижала оценку, а другим прощалось все. Однажды она хотела доказать, что хорошо учит стихи и старательно подготовилась. Вот, идет урок, ее вызывают к доске, она начинает рассказывать и слышит из класса фразу: «Да что ты стараешься! Все равно не вспомнишь!». Учитель слышала это и только посмеялась. У девочки случился ступор. Это событие оказалось настолько травмирующим, что в будущем, всякий раз пытаясь вспомнить что-либо, она снова себя чувствовала, будто стоит у доски перед классом. После осознания образа прошлого, женщина почувствовала себя легче и скоро заметила, что ей уже значительно проще стало воспроизводить информацию.

Эрик Павловский

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.