Подписаться на рассылку

Терапевтический случай «Трудности взаимодействия с людьми»

Терапевтический случай «Трудности взаимодействия с людьми»

К интегральному психологу обратилась девушка лет 30-ти с жалобой на трудности взаимодействия с людьми: 

— Я постоянно чувствую, что отличаюсь от других людей. Я — другая, и в обществе ощущаю себя особняком. 

 

Психолог стал задавать вопросы девушке: уточнил, при каких обстоятельствах она так себя чувствует и как давно с ней это состояние.

 

Девушка поделилась: 

— Сколько себя помню. Сложно вспомнить, когда такого не было. В университете, в школе так себя чувствовала — везде, где есть другие люди. Есть они, и есть я. 

— Это ощущается спокойно или скорее негативно? 

— Раньше казалось, что не очень плохо, а сейчас, вспоминая это ощущение себя в разное время, чувствую сильный дискомфорт. Это какой-то давящий на меня фон. Я не такая, как они, и от этого хочется плакать. 

— С кем-то связано это ощущение? 

— Я могу вспомнить многих людей, которые были мной недовольны. Учителя, семья: бабушка, тётя… Но все они как-то далеко. Или я от них далеко. Мне будто не зайти в общество, где они все. Я плохая. 

 

Вдруг пациентка начала плакать от неожиданно всплывшей фигуры мамы, которая оказалась слишком близко по сравнению со всеми, кого она вспоминала до этого: 

— Мама кричала, злилась и плакала: «Все дети как дети, а у меня!». Она очень часто произносила эту фразу, злилась из-за того, что я не соответствую образу хорошей девочки. 

Психолог предложил девушке представить, как будто это происходит здесь и сейчас: как мама кричит и ругается на неё. 

— Что ты чувствуешь, когда мама так кричит на тебя? 

— Мне обидно, я плачу из-за того, что расстроила маму. Не вижу никакой возможности получить от мамы хоть каплю одобрения, и от этого чувствую безысходность. Не могу убедиться, что я хоть в чём-то хороша. 

Этот образ оказался «слепленным» из множества повторяющихся раз за разом ситуаций с мамой. 

– В какой-то момент я забыла эти мамины крики как страшный сон. Ведь по мере моего взросления мама повторяла эти фразы всё меньше. А потом я уехала учиться и стала жить в другом городе. 

 

Получилось так, что эти фразы с негативной оценкой, устоявшиеся мамины формулировки «въелись» в подсознание пациентка и постоянно влияли на её самооценку. Образ мамы и её оценки «плохо/хорошо», где фокуса на «плохо» было в разы больше, где часто происходило сравнение девочки с другими детьми, бессознательно продолжал влиять на её жизнь, т.к. проецировался на окружающих людей. 

 

Психолог помог девушке исследовать этот образ, ставший вневременным, хроническим для личности пациентки. Путем применения интегральной техники «трансформация» в несколько этапов получилось «отделить» пациентку от мнения её мамы. А через погружение в родовую память девушка смогла понять свою маму: её внутреннюю беспомощность и желание сделать свою дочь частью себя и своей жизни. От лица мамы это воспринималось так, как будто они с дочерью срослись телами. Всё это время пациентку держала жалость к маме и собственное ощущение никчемности, ответственность за мамины эмоции и чувства. 

 

Детально проработав образ, девушка почувствовала, как становится свободнее, спокойнее и взрослее. Спустя какое-то время пациентка поделилась, что ощущение отделённости от других людей ушла, а оценка по типу «плохая/хорошая» стала не так сильно давить на самооценку и обуславливать её поведение и самочувствие. Над последним решили поработать на следующих сессиях.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.